Функции управленческого цикла
Управленческий цикл включает в себя несколько функций:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Перечисленные функции охватывают каждый вид управленческой деятельности в сфере производства, финансирования, маркетинга и т. п.
Планирование – это процесс подготовки решений. Планирование включает в себя ряд этапов, а именно:
- Этап постановки целей и задач.
- Проведение анализа исходных предпосылок.
- Поиск возможных альтернатив.
- Определение лучшей альтернативы.
- Непосредственно реализация плана.
Организация – это функция управленческого цикла, нацеленная на упорядочение работы менеджера и непосредственных исполнителей. Здесь менеджер оценивает свои возможности, изучает подчиненных, определяет потенциальные возможности своих подчиненных, занимается расстановкой сил и т. п.
Мотивация служит для успешного выполнения работы после того, как менеджер провел необходимые подготовительные мероприятия. Функция мотивации предполагает использование:
- стимулирования с целью побуждения персонала к активной трудовой деятельности с помощью различных внешних факторов (материального и морального стимулирования);
- собственно мотивирования через создание у подчиненных внутренних побуждений к трудовой деятельности.
Функция мотивации на первое место в процессе управления ставит заинтересованность и потребность в труде, получение работник удовлетворения от выполнения своих трудовых обязанностей. Для успешной реализации этой функции управленческого цикла менеджер необходимо быть компетентным в разных коммуникационных аспектах коммуникации.
Контроль заключается в подтверждении того факта, что все соответствует ранее принятому плану, утвержденным директивным документам и принятым принципами управления. Иными словами, контроль является процессом сопоставления и проверки фактического результата с заданием.
Круговорот управленческого цикла
В процессе выполнения своих должностных обязанностей менеджер осуществляет перечисленные управленческие функции. Если его цель – обеспечение своему предприятию благополучного будущего, то каждая деталь управления должна быть ему известна и понятна. Начало всему – разработка плана, в целом, касается любой профессии: бухгалтера, продавца или даже плотника. Когда план работы продуман, следует сосредоточить свой внимание на организации деятельности и подготовке работников к целенаправленной деятельности. Персонал должен четко осознавать, что от него требуется и какой результат от него ожидается. Для этого каждый сотрудник должен детально осознать свою работу, а затем открыться для делового контроля каждой производственной операции. Отсюда вытекает необходимость осуществления контроля. Контроль подразумевает:
- наличие простого и понятного плана деятельности;
- использование эффективных и ненавязчивых методов контроля;
- налаженную обратную связь, которая раскрывает достоверную информацию о прогрессе выполнения задания;
- применение корректирующих действий.
Зачастую коррекцию можно обеспечить, даже не прилагая существенных усилий: руководителю достаточно сказать подчиненному любую побудительную или одобрительную фразу. Это не может не воздействовать на эмоциональное состояние работника и, как правило, вызывает мгновенную реакцию. Намного сложнее осуществлять коррекцию в случаях, когда приходится использовать организационные факторы. Например, работнику понятна суть его деятельности, он начинает работать, но успешного результата не достигает. Причины подобного могут быть различны, а значит необходимо перегруппировать усилия или даже оказать работнику соответствующую помощь.
Все функции управленческого цикла постоянно находятся в своеобразном круговороте. Это подтверждает их взаимосвязь и взаимообусловленность: ни одна из функций не может быть исключена из цикла управления.