Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внешняя среда, ее основные характеристики

Определение 1

Внешняя среда организации – это совокупность факторов, условий и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым меняют как ситуацию на рынке, так и поведение организации. Это объективные условия, не поддающиеся контролю со стороны организации. Внешняя среда в рыночной экономике очень важна при повседневной работе компании.

Внешняя среда является поставщиком ресурсов для организации. Благодаря ресурсам организация может реализовать свой потенциал. Обмен между внешней средой и организацией происходит постоянно, за счет него организация выживает на рынке. Но количество ресурсов во внешней среде ограниченно, на них претендуют и другие организации, отсюда возникает конкуренция. Возможность того, что организация не получит необходимые ресурсы из внешней среды, существует всегда. Это негативно сказывается на работе организации и ослабляет ее потенциал. Именно поэтому возникает необходимость стратегического управления, которое позволяет обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, при котором потенциал организации поддерживается на уровне, достаточном для достижения целей. Это позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе. Изучение среды позволяет менять внутреннюю структуру, приспособиться к изменившимся условиям, и тем самым способствовать эффективной работе организации, ее борьбе с конкурентами и влиянию на потребителя. Часто компании меняют свое поведение, если меняются потребности или вкусы потребителя, или появляются новые технологии производства. Без знания той среды, где предприятие работает, невозможно успешно функционировать, и тем более – получать прибыль.

Схема работы организации во внешней среде

Организация является открытой системой, которая пропускает через себя элементы из внешней среды и выпускает во внешнюю среду свою продукцию или услуги. Внешняя среда состоит из множества факторов, которые влияют на организацию непосредственно или опосредованно. Все факторы влияния внешней среды делятся на прямые (внешняя среда прямого воздействия, или микросреда) и косвенные (внешняя среда косвенного воздействия, или макросреда). Схематически процесс существования организации на рынке представлен на рисунке (учтены элементы внутренней среды, которые трансформируют ресурсы в продукт, а также факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды).



Рисунок 1.

«Внешняя среда, ее основные характеристики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для каждой организации общий состав элементов внешней среды в целом постоянный, но может быть дополнен. Внешняя среда представляет собой комплекс всех указанных факторов, которые могут дополняться и другими, в зависимости от специфики отрасли (например, для наукоемкого производства в схему необходимо добавить воздействие новых разработок и научных открытий, для экологически опасного производства в схему необходимо добавить экологию региона, нормы выбросов и т.д.).

Характеристики внешней среды организации

Внешняя среда характеризуется четырьмя основными признаками:

1. Взаимосвязанность факторов. Признак показывает влияние различных факторов внешней среды друг на друга в процессе работы организации. Например, если растут таможенные пошлины – растут цены на импортные товары, рост цен на электричество или газ также влечет повышение цены и т.д. Таким образом, если меняется один фактор внешней среды – меняются и остальные, вместе с поведением организации. И наоборот, поведение организации может формировать внешнюю среду (например, формирование крупных конгломератов влияет на поведение конкурентов, экономику в целом и т.д.).

2. Сложность. Число факторов, которые влияют на организацию и ее поведение, может быть большим. Если у организации много конкурентов, она организует поставки по сложным схемам от многих поставщиков, или она проводит политику внедрения технологических нововведений в процесс работы, то положение такой организации на рынке сложнее, чем у других организаций.

3. Подвижность. Характеристика, показывающая скорость, с которой происходят изменения во внешней среде. Многие исследования показывают, что скорость изменений в окружении современных организаций растет. Но есть организации с особенно подвижной внешней средой (космическая промышленность, производство наукоемкой продукции, компьютеров, телефонов и средств коммуникации, биотехнологии). Подвижность внешней среды может быть для одних отделов организации выше, чем для других (например, подвижность среды для отдела НИОКР – высокая, для производственных отделов – часто низкая, и т.д.). Учитывая сложный состав внешней среды и разную подвижность для отделов, организация должна собирать много информации о внешней среде, чтобы принимать эффективные управленческие решения.

4. Неопределенность. Характеристика отражает объем информации, который есть у организации по каждому конкретному фактору внешней среды, а также уровень достоверности информации. Недостаток информации или неточная информация делают среду более неопределенной. Чем выше неопределенность внешней среды, тем сложнее принимать управленческие решения.

Дата написания статьи: 19.02.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot