Лидерство является управленческим взаимодействием, основанным на продуктивном сочетании разнообразных источников власти, сосредоточенным на побуждении людей достигать общих целей.
Управление людьми подразумевает направление внимания на то, чтобы люди исполняли в точности то, что необходимо, а лидерство направлено на то, чтобы люди захотели выполнять необходимые действия.
Модели поведения лидера — это сформированная система различных способов, методик и приемов влияния руководителя на коллектив, где учитываются индивидуальные качества руководителя и атмосфера взаимодействия в коллективе.
Модели поведения лидера при руководящей должности бывают 3 разных стилей:
Авторитарный стиль
Модель, при которой лидер ожидает инициативу и самоотдачу от подчиненных. Если менеджер пользуется подобным стилем поведения, тогда он дает четкие инструкции, выставляет конкретные требования и добивается инициативы от работников, при этом постоянно контролируя каждый их шаг.
Достоинства данной модели поведения характеризуются следующими показателями:
- эффективностью и своевременностью;
- понятностью и распределением ответственности между подчиненными;
- осуществлением властных проявлений в рамках полномочий;
- развитием и стимулированием сотрудников, имеющих маленький опыт работы;
- обеспечение гарантий выполнения определенного задания.
Недостатки данной модели поведения:
- нет профессионального развития для образованных сотрудников;
- велика вероятность неподчинения или недовольства поведением руководителя;
- способствует увольнению или потере ценных кадров в случае несогласия с лидером.
Данный стиль соответствует лидеру если:
- он имеет большой опыт и компетентен своих решениях;
- он знает и понимает механизмы и сам процесс работы;
- он может направлять и поддерживать сотрудников.
Демократический стиль
Модель, при которой лидер предлагает совместное решение всех вопросов. Если менеджер обладает подобным способом поведения, тогда он привлекает сотрудников к решению возникающих задач и способствует развитию способностей в каждом человеке.
Достоинства данной модели поведения характеризуется следующими показателями:
- инициативность и задействованность сотрудников в решении возникающих задач;
- существуют возможности для профессионального обучения сотрудников; поощрение сотрудников за хорошее выполнение работы.
Недостатки данной модели поведения:
- требует от менеджера полной вовлеченности;
- сотрудники,не понимающие сути работы тормозят движение всей компании;
- сотрудники могут сопротивляться переменам и новшествам;
- коллективные решения не всегда благоприятны для интересов компании.
Данный стиль соответствует лидеру если:
- сотрудники хорошо знакомы со своей работой;
- сотрудники имеют высокий уровень компетенции;
- сотрудники и руководитель в единстве принимают решения.
Формальный стиль
Модель, при которой лидер делегирует свои полномочия.
Достоинства данной модели поведения характеризуется следующими показателями:
- стимулирование профессионального роста и получения опыта;
- поддержание высокой производительности труда;
- положительное отношение к лидеру со стороны сотрудников;
- инициатива творческих усилий.
Недостатки данной модели поведения:
- не функционирует при отказе сотрудников работать или вовлекаться в процесс;
- возможны проблемы во взаимодействии с сильными личностями.
Данный стиль соответствует лидеру если:
- сотрудник может брать на себя ответственность и принимать решения;
- если у сотрудника существует желание и есть вовлеченность в работу.
Обычно руководитель применяет комбинированные модели поведения, сочетая их между собой.