Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства)

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства)
Содержание статьи

Содержание концепции атрибутивного лидерства

Определение 1

Концепция атрибутивного лидерства – это причинно-следственный подход к изучению лидерства.

Изучению лидерства было посвящено множество исследований, которые позволили раскрыть огромный список лидерских качеств. Сюда можно отнести физиологические качества, психологические, интеллектуальные способности, активность лидера. Характеристики данных качество не в полной мере описывают руководителя, однако на основании анализа большинства, можно сделать полноценное описание лидера.

Данная модель строится на теории атрибуции. Другими словами, лидер делает выводы на основании поведения его последователей. В свою очередь, последователи реагируют на поведение лидера. Для более объективной оценки лидер наблюдает за работой последователей, за тем как они справляются с поставленными задачами, и в дальнейшем выбирает на основании этого стиль лидерства. Например, работник плохо справляется со своими обязанностями или не выполняет их вообще, тогда руководитель может применить дисциплинарное наказание. Если последователь не выполняет свою работу эффективно в связи с большой загрузкой, лидер анализирует проблему и принимает более эффективное решение.

Для адекватного восприятия картины лидер должен понимать сложившуюся ситуацию, чтобы в дальнейшем предугадать последствия и реакцию работников. Концепция атрибутивного лидерства позволяет понять, почему последователь повел себя в данной ситуации так, а не иначе, при этом учитывается, что руководитель не наблюдает за подчиненными постоянно.

Концепция атрибутивного лидерства подразумевает две стадии становления. Первым изучившим данные стадии был Т. Митчелл, который совместно с С. Грином представил в своих исследованиях двухстадийную атрибуционную модель лидерства. Исследование описывает реакцию лидера на неэффективную деятельность сотрудников. При этом руководитель на данных стадиях проходит выяснения причин неэффективных действий подчиненных, путем сравнения действий последователей.

Замечание 1

На основании исследования Т. Митчелла можно сделать вывод, что определение причинно-следственных связей позволяет руководителю принимать более эффективные решения.

Готовые работы на аналогичную тему

Роли руководителя

Основной ролью лидера является поиск, сбор информации и ее анализ. После анализа руководителю проще выстроить правильную модель лидерского поведения. Для формирования впечатления лидер использует три фактора:

  • работу,
  • личность,
  • окружение и обстоятельства.

Для адекватной оценки происходящего необходим поиск причин возникших затруднений. Данные причины делятся на три вида:

  • отличия,
  • последовательность,
  • уникальность.

Степень отличий характерна при анализе взаимосвязи между поведением последователей и работой. Лидеру необходимо понять, насколько черты характера подчиненных влияют на работу. Последовательность необходима лидеру для анализа работы подчиненного, насколько он последователен в своей работе. Уникальность влияет на анализ, другими словами, как последователи ведут себя в одинаковых ситуациях.

В процесс сбора информации вмешиваются атрибутивные помехи, которые в процессе своего влияния могут исказить итоговое решение руководителя. В результате чего поведение лидера может стать непоследовательно.

В зависимости от того, насколько черты последователей влияют на результат работы, варьируется степень ответственности, которую лидер возлагает на работника. В данном случае черты могут стать атрибутивными помехами. Так, исследования показали, что успех на работе у женщин, занимающих лидирующие позиции, зависит от внешних данных, неудачи связаны с внутренними качествами. У мужчин ситуация обратная.

Модели атрибутивного лидерства и их анализ

Модель атрибутивного лидерства представлена на рисунке 1. В данную модель входят две связки. Первая связка – это стремление руководителя выяснить причины неэффективной работы у работника. Вторая связка подразумевает анализ модели ответного поведения.

Модель атрибутивного лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модель атрибутивного лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данная модель подвергалась исследованиям. В результате этихисследований были сделаны выводы: последователи считают неудачи в работе связаны с внешними факторами, а лидер наоборот подвергает анализу внутренние факторы. Прошлая неэффективная работа для лидера связана с внутренними причинами. В связи с этим у руководителей проявляются черты пунктуальности, которую они направляют на подчиненных. Чем больше проблем в работе, тем больше руководитель анализирует внутренние причины и тем пунктуальнее ответные меры. Если работник может обосновать свою неэффективную деятельность, то лояльность лидера в ответных мерах увеличивается. Если уровень выполненной работы неизменен, то внимание руководителя переключается на прилагаемые усилия подчиненного.

Между лидером и последователем существует связь: своим поведением подчиненный отвечает на принятые лидером решения. Выглядит данная связь в виде спирали. Данная спираль может раскручиваться как вверх, так и вниз. Все зависит от того, насколько эффективно лидерство.

В основном отношение лидера и подчинённого складывается на основе стереотипного лидерства. Другими словами, подчиненный уже понимает, насколько эффективен руководитель, и какие решения он принимает в конкретных ситуациях.

Помимо имиджа лидера в организации могут присутствовать национальные стереотипы лидерства. Например, восточная и азиатская культура приписывает для лидера качества следующего характера: тактика манипулирования, структурированность и директивность. Национальные стереотипы присуще каждой стране и отличаются в зависимости от менталитета населения.

Изучение концепции атрибутивного лидерства позволяет лидеру полноценно анализировать последователей, что в свою очередь дает преимущество организации в конкурентной борьбе.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис