Сущность понятия «качество»
Качество – это совокупность таких характеристик объекта, которые определяют его способность удовлетворить предполагаемые и установленные потребности.
Определение качества при этом можно отнести не только к товару или услуге, но и к процессу производства товаров или оказания услуг. За все то время, пока существует и развивается наука о качестве, сложилось несколько точек зрения на сущность понятия «качество».
В частности, некоторые исследователи под качеством подразумевают некую совокупность признаков и свойств процессов или изделий, обуславливающих уровень их пригодности для применения по прямому назначению. Многие ученые, упрощают это определение, считая качеством степень пригодности к использованию.
Однако, все теоретики сходятся во мнении, что понятие «качество» включает в себя ряд элементов:
- восприятие товара или услуги потребителями;
- степень соответствия товара или услуги нормам и установленным требованиям;
- уровень доступности товара для приобретения, его надежности и ремонтопригодности;
- степень доступности сервиса.
Иными словами, качество является скорее «решением потребителя, нежели чем инженеров и маркетологов. Оно базируется на взаимодействии товара и потребителя, его можно измерить в соответствии с уровнем удовлетворения его явных или неявных требований.
Актуальность управления качеством
В условиях современной рыночной экономики предъявляются принципиально новые требования к качеству продукции. Жизнеспособность фирм, их устойчивое рыночное пoложение можно определить уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособность в свою очередь можно связать с показателями уровня цены и уровня качества продукции. Зачастую фактор качество играет первостепенную роль.
Качество определяет авторитет фирмы, влияет на рост ее прибыли, ее развитие и процветание, а значит, управление качеством - важнейший вид деятельности персонала современной организации.
Качество продукции является важнейшим показателем функционирования предприятия. В значительной степени рост качества продукции влияет на степень выживаемости предприятия на современном рынке, научно-технический прогресс, эффективность производства, уровень экономии различных видов используемых ресурсов.
Управление качеством и потребительская стоимость
Нельзя изолированно рассматривать качество с позиции производителя и потребителей. Различные физические свойства, которые важны при оценке качества, концентрируются в потребительской стоимости. При этом в управлении качеством важнейшими являются следующие свойства товара:
- технический уровень - материализует в продукции достижения научно-технического прогресса;
- эстетический уровень - характеризует комплекс свойств, которые связаны с эстетическими взглядами и ощущениями;
- эксплуатационный уровень - связан с техническими сторонами использования продукции (уход, эксплуатация, ремонт и т. д.);
- техническое качество – подразумевает гармоничную увязку фактических и предполагаемых потребительских свойств в процессе эксплуатации изделия (надежность, функциональная точность, длительность сроков эксплуатации).
Цели и принципы управления качеством
Главная цель системы управления качеством - наиболее полное удовлетворение согласованных потребностей клиента и наименьших общих затрат для организации.
Однако, самые лучшие компании - те, которые стремятся к предвосхищению потребностей своих клиентов.
Ключевые принципы менеджмента качества в современных условиях таковы:
- ориентация на клиента;
- лидерство руководителя;
- вовлечение персонала;
- применение процессного и системного подходов к менеджменту;
- забота о постоянном (непрерывном) улучшении;
- принятие решений, в основе которого - факты;
- взаимовыгодность отношений с поставщиками и партнерами.