Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современный подход к системам менеджмента качества

Определение 1

Система менеджмента качества (СМК) - это созданная в организации система, которая предназначена для формирования политики и целей в области качества и их реализации.

Основы современного подхода к системам менеджмента качества

В последние годы роль качества в развитии современного мира и отношение к нему изменились в силу трех тенденций, которые сформировались в мировой экономике:

  • во-первых, мировой рынок стал более глобальным, интернациональным и открытым, в силу чего ужесточилась конкуренция, а устойчивая позиция в отрасли и на рынке в целом может быть обеспечена за счет существенного повышения качества и производительности конкретной продукции и предприятия;
  • во-вторых, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей и пожеланий покупатели стали более активно принимать участие в развитии рынка, в следствие чего изменились ценности с точки зрения потребителей, для которых при совершении покупок наиболее важным фактором стало качество;
  • в-третьих, на рынке изменились условия конкуренции, в которых производитель должен обеспечить противоречивые требования, связанные с затратами предприятия по максимальному удовлетворению требований покупателя к качеству продукции и с рыночной ценой этого качества относительно способностей покупателя ее оплатить.

Современный подход к менеджменту качества заключается в том, что управление качеством рассматривается как составная часть общего управления организацией. Управление качеством пронизывает все структурные подразделения организации и оказывает влияние на все показатели ее деятельности (результативности и эффективности).

В таких условиях менеджеры вынуждены адаптировать всеобщее управление качеством к общему управлению организацией. Современный подход к управлению качеством предполагает управление всем процессом создания, производства и эксплуатации с охватом всех функций (разработки, производства, сбыта и др.).

В настоящее время концепция управления качеством может быть представлена многомерной моделью управления организацией:

  • три уровня управления - нормативный, стратегический и оперативный (текущий);
  • три направления организации и управления качеством и организацией в целом - структура, деятельность и поведение;
  • три фактора, которые приводят к формированию успеха организации - затраты, качество и время.
«Современный подход к системам менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Перечисленные выше составные части модели управления организацией оказывают существенное влияние на ее развитие, обеспечивая должные результативность и эффективность ее деятельности. Следовательно, качество выступает как комплексный фактор, который увязывает одномерные подходы в многомерном процессе.

Современный рынок признает качество как необходимый и объективный фактор, который определяет характер занимаемого организацией положения. Системы всеобщего управления качеством требуют повышения квалификации управленческого персонала и специалистов, а также технической учебы всех исполнителей.

Стандарты ИСО серии 9000 как отражение современного подхода

Современный подход к системам менеджмента качества нашел отражение в последних редакциях международных стандартов ИСО серии 9000, которые активно имплементируются на уровне отдельных стран и организаций. В частности, в последние годы был взят курс на облегчение интеграции стандартов данного семейства с другими международными стандартами систем менеджмента.

Последняя версия стандартов ИСО серии 9000 была подготовлена и опубликована в 2015 году. Она отличается уменьшившейся требовательностью и сосредоточением большего внимания на производительности. Это было достигнуто за счет использования следующих аспектов:

  • процессный подход;
  • мышление на основе оценки рисков;
  • цикл Деминга (PDCA, «Планируй – делай – проверяй – действуй») на всех уровнях организации.

От руководителей организаций сейчас требуют большего вовлечения в деятельность по управлению качеством, причем их работа должна быть соответствующим образом подотчетна. А качество им нужно согласовывать с более широкой бизнес-стратегией организации.

В последнее время был сделан больший акцент на создании системы менеджмента качества, которые бы соответствовали конкретным потребностям каждой организации. А сама система благодаря внедрению риск-ориентированного мышления все чаще стала рассматриваться как превентивный инструмент, который поощряет постоянное совершенствование организации, ее деятельности и продукции.

Требования к документации стали менее жесткими. Это нашло отражение в предоставлении организациям права на самостоятельное решение, какая документированная информация (в дополнение к обязательным документам и записям) ей нужна и в каком формате она должна быть оформлена.

Последние версии международных стандартов ИСО серии 9000 включили в себя принципы менеджмента знаний, который в настоящее время ориентирован на кодификацию и на персонализацию знаний. Это связано с тем, что знания в современной экономике рассматриваются как источник конкурентных преимуществ, который порождает мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства.

Широкое распространение получила практика разработки и утверждения отраслевых стандартов в области менеджмента качества. Так, соответствующие стандарты приняты в таких сферах, как информационные технологии, телекоммуникации, аэрокосмическая и автомобилестроительная промышленность, здравоохранение, нефтехимическая и газовая промышленность, местное самоуправление и др.

Таким образом, концепция управления качеством в организации продолжает активно развиваться, благодаря чему увеличивается число организаций, в которых внедрены системы менеджмента качества, и их результативность и эффективность неуклонно повышаются.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot