Индивидуальные поведенческие мотивы, способности и возможности каждого сотрудника не всегда соотносятся со стратегическими целями руководства. Понятия коллегиального управления, самоуправления трудового коллектива и единоначалия
Управление организационными изменениями необходимо рассматривать в нескольких аспектах: тактическом и стратегическом.
Тактическая точка зрения предполагает, что изменения возможно провести в адекватные сроки, достигнуть поставленной цели, сократить сопротивление изменениям, увеличить адаптацию работников к ним. Стратегической контекст предполагает, что постоянное включение изменений в практику управления должно быть реализовано в такой степени, чтобы они стали ожидаемыми и привычными для всего коллектива организации, а временное их отсутствие бы вызывало беспокойство и тревогу. Обеспечение стратегического управления изменениями с наибольшей вероятностью приведет к существенному росту конкурентоспособности организации.
Подходы к изменениям
Управление изменениями обычно реализуется на базе двух принципиальных подходов:
- Реактивный подход, который позволяет на происходящие события реагировать, к переменам адаптироваться и смягчать последствия их. Здесь имеет место наличие временного интервала отставания внутренних изменений как ответ на внешнее воздействие, что может стать причиной потери конкурентных позиций.
- Проактивный (превентивный) подход позволяет события во внешней среде предвидеть, опережать их и инициировать перемены самим. В данном случае менеджер играет главную роль в реализации постоянных изменений, позволяющих управлять «судьбой» организации. Этот подход позволяет управлять изменениями кардинально.
Изменения по признаку периодичности делятся на многоступенчатые и разовые; а по отношению персонала- на воспринимаемые большинством персонала положительно или отрицательно.
Ключевыми объектами организационных изменений могут становиться:
- цель деятельности персонала и в целом организации;
- организационная структура управления;
- задачи и технология трудовой деятельности персонала;
- структура персонала.
Одна из составляющих частей введения изменений- это освоение новой идеи организацией. При этом автору идеи следует:
- выявить заинтересованность группы в этой идее, включая последствия нововведения для группы, размер группы, разброс мнений в пределах группы
и т. д. ; - проработать стратегию достижения поставленных целей;
- выявить альтернативные стратегии;
- выбрать окончательную стратегию действия;
- определить детализированный и конкретный план действий.
Для людей свойственно проявление
- экономические угрозы (например, сокращение уровня дохода или уменьшение его в будущем);
- психологические угрозы (например. появление ощущения неопределенности при смене должностных обязанностей, требований, методов работы);
-
социально-психологические угрозы (потеря престижа работы или определенного статусаи т. д. ).
Изменение и индивидуальные мотивы
Мотивами личности являются потребности личности в функции побуждения. Актуализация тех или иных личностных потребностей обуславливает внутренние психические побуждения к деятельности, поведению. Деятельностные мотивы классифицируются следующим образом:
- органические, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека и связанные с самосохранением, ростом и развитием организма;
- функциональные, которые удовлетворяются с помощью различного рода культурных форм активности, к примеру занятия спортом;
- материальные, побуждающие людей к деятельности, которая направлена на получение предметов домашнего обихода, разных вещей или инструментов;
- социальные, порождающие разные виды деятельности, которые направлены на то, чтобы в обществе занять определенное место, приобрести уважение и признание;
- духовные, которые лежат в основе видов деятельности, связанных с самосовершенствованием человека.
Функциональные и органические мотивы составляют в совокупности мотивацию поведения и деятельности человека в определенных обстоятельствах и не просто могут влиять, но и менять друг друга.
Потребности человека обычно проявляются в конкретной форме. Люди могут осознавать свои потребности
Выделяют две группы связанных между собой жизненных мотивов, мотивов деятельности и поведения личности:
- генерализованные, содержание которых характеризует предмет потребностей и направленность личностных личности. Сила такого мотива определяется для человека значимостью предмета его потребностей;
- инструментальные -это мотивы выбора средств, путей, способов реализации или достижения целей, обусловленные как потребностным состоянием личности, так и подготовленностью ее, наличием возможности успешно действовать в данных условиях по реализации поставленных целей.
Важно учитывать на практике, что люди, совершая похожие по предметным результатам и форме поступки, зачастую руководствуются различными, а порой даже противоположными мотивами, придают своему поведению различное личностное значение, действиям. В соответствии с этим должна быть различной и оценка поступков: и нравственной, и правовой.
Принципы осуществления изменений в соответствии с личностным поведением
Организация работы с людьми при нововведениях осуществляется в соответствии с принципами:
- информирование о существе проблемы;
- предварительная оценка (информирование на подготовительной стадии о прогнозируемых трудностях, необходимых усилиях, проблемах);
- инициатива снизу (нужно распределять ответственность за успешность внедрения на каждом уровне);
- индивидуальная компенсация (переобучение, психологические тренинги
и т. д. ).
Выделяют несколько типов людей по их отношению к нововведениям:
Новаторы- люди, для которых характерен поиск возможностей
Энтузиасты- люди, которые новое принимают независимо от степени его обоснованности и проработки.
Рационалисты- принимают новые идеи только после скрупулезного анализа их полезности, оценки возможности и трудности использования нововведений.
Нейтралы- люди, не склонные верить на слово полезным предложениям.
Скептики- люди, способные быть хорошими контролерами проектов и предложений, но нововведения тормозящие.
Консерваторы- люди, которые относятся критически ко всему, что опытом не проверено.
Ретрограды- люди, все новое автоматически отрицающие.
Варианты политики внедрения нововведений в коллективе
Директивная политика. Ее суть сводится к тому, что нововведения проводятся менеджером без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения в условиях кризисной ситуации, и члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности.
Политика переговоров. Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений. Политика достижения общих целей. Суть ее состоит в том, что менеджеры, привлекая консультантов- специалистов в области менеджмента, не только получают согласие коллектива на внедрение нововведений, но и ставят перед каждым членом организации цели внедрения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных: так и всей организации.
Аналитическая политика. Менеджер привлекает