Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной

Преимущества групповой психотерапии по сравнению с индивидуальной

Определение 1

Групповая психотерапия – это лечебный метод, применяемый для устранения психологических и частично физиологических расстройств в отдельной группе людей.

Основное отличие групповой терапии от индивидуальной заключается в том, что она решает проблемы на основании раскрытия сущности пациента в процессе межличностного общения. Такая психотерапевтическая группа является как бы социумом в миниатюре, поэтому моделирует систему взаимоотношений, присутствующих в жизни любого человека, в то время как индивидуальная консультация создает искусственные, в какой-то степени идеалистические отношения.

Участниками индивидуальной консультации являются только клиент и понимающий его терапевт.

Статья: Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Важным преимуществом групповой терапии является и то, что она способствует развитию личности пациента, так как, взаимодействуя с другими людьми, человек получает огромный опыт, учится новому, более зрелому стилю отношений.

Что касается индивидуальной консультации, то в её процессе личностное развитие клиента может тормозиться, потому что отношения с терапевтом, как правило, комфортные, даже детско-родительские.

Эмоциональная поддержка тоже является групповым преимуществом, поскольку именно в группе человек получает и поддержку, и одобрение, а результатом является адаптация в социуме и уверенность в себе.

Групповая работа дает возможность увидеть, что большое количество людей имеют такие же проблемы и испытывают по этому поводу такие же страдания. Осознание сопричастности к другим обладает мощным психотерапевтическим эффектом.

Групповая терапия дает человеку возможность увидеть себя со стороны, что позволяет лучше узнать, как он выглядит в глазах других людей, дает возможность получить безоценочную обратную связь. Эта уникальная особенность группы ни в реальной жизни, ни индивидуальной психотерапии просто не доступна.

«Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Преимуществом групповой терапии является возможность раскрыться, взаимодействуя с другими участниками, лучше понять себя для поднятия самооценки и уверенности в себе.

Напряжение в группе помогает решению психологических проблем, когда в процессе работы образуется особая атмосфера между участниками. Вот эта атмосфера и помогает прояснить психологические трудности каждого её участника. Создающееся напряжение наполняет её особой целительной энергетикой, а ведущий должен держать этот процесс на контроле и, если необходимо, направлять его в конструктивное русло.

Преимуществом групповой терапии является и то, что возможно обсуждать и принимать любые свои чувства, о которых в жизни не всегда можно открыто говорить. При этом важным является то, что участники психотерапевтической группы дают обратную связь и помогают выбрать нужную форму выражения переживаний человека, понятную и доступную другим.

Сущность групповой психотерапии

Метод групповой психотерапии заключается в использовании групповой динамики – всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, которые возникают между её участниками в лечебных целях. Групповая психотерапия отличается от коллективной психотерапии, при которой люди объединяются случайно.

Цели групповой психотерапии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Цели групповой психотерапии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психотерапевт оказывает воздействие на большое количество пациентов, используя психологические средства, однако возникающие между пациентами ситуации, не использует в лечебных целях систематически.

Поскольку высшей формой социального объединения людей является коллектив, то он будет отличаться организованностью и психологической сплоченностью, поэтому в ходе психотерапевтической работы группы больных формируются как единое целое.

Объединение членов группы происходит для осуществления единой цели. Таким образом, получается, что коллективная психотерапия является высшей формой групповой психотерапии. Что касается групповой психотерапии, то участники группы являются средством достижения цели, а мотивом – выздоровление каждого её участника.

Участники группы включаются в согласованные действия, в результате чего их индивидуальные потребности могут быть удовлетворены.

Регулируется группа общими ценностями и нормами и имеет свои признаки:

  • осознание принадлежности к группе её участниками;
  • между участниками устанавливаются определенные отношения;
  • внутренняя организация группы – обязанности, лидерство, статус, иерархия;
  • поведение участников в соответствии с принятыми нормами;
  • наличие изменений во взглядах.

Групповая психотерапия имеет свои направления:

  1. направление на отдельную личность и её проблемы,
  2. направление на межличностные взаимодействия её участников – объектом обсуждения является межличностное взаимодействие, которое возникло «здесь и теперь»,
  3. направление, ориентированное на группу, как совокупность с акцентом на групповые действия, коллективные инициативы.
Замечание 2

Поскольку реальная психотерапия действует на всех трех уровнях, то такое разделение имеет условный характер.

Надо сказать, что некоторые направления в психотерапии создавались как групповые – социодрама, психодрама, психогимнастика – вне этого метода они не могут существовать. Другие концепции эту форму работы применяют тоже активно. Даже клиент-центрированные ответвления используют её помощь, поскольку признают, что человек является социальным существом и наиболее полно раскрывается на фоне общения и контакта с другими людьми.

Межличностное научение

Межличностные отношения признаются всеми современными школами динамической психотерапии.

В этом отношении особенно выделяется теория системной межличностной психиатрии, которая утверждает, что личность – это продукт взаимодействия со значимыми для неё другими людьми.

Потребность человека во взаимоотношениях с другими является такой же базовой потребностью, как и любая биологическая потребность.

Лежащие в основе развития личности межличностные отношения, могут стать причиной самых разных расстройств, поэтому человек, приходящий в психотерапевтическую группу, не может увидеть связь между характером межличностных отношений и своими жизненными проблемами. Отсюда важнейшая задача группового терапевта заключается в том, чтобы психологические проблемы участника «перевести» на межличностный язык.

Одним из ведущих терапевтических факторов является межличностное научение. Участники группы в определенное время начинают себя проявлять такими, какие они есть в реальной жизни и общаются так, как это происходит за пределами группы. Этот момент и становится началом «спирали» межличностного научения в группе.

Ход процесса межличностного научения выглядит таким образом – каждый участник психотерапевтической группы раскрывает собственный стиль межличностного общения. Сильные стороны начинают раскрываться с помощью реакций других участников и самонаблюдения, раскрывается ограниченность межличностного поведения, вызывающая нежелательные реакции людей.

Каждый участник может оценить воздействие своего поведения на чувства других людей, мнение о себе других, а это помогает понять – любой человек является автором и хозяином своего межличностного мира, а значит и отвечает за свое поведение.

Изменение межличностных отношений возможно при осознании собственной ответственности.

Значимые изменения поведения становятся более возможными, когда эмоциональный опыт в группе реальнее и интенсивнее.

Социальное научение бывает менее эффективным, когда опыт группы слишком интеллектуальный.

Межличностное взаимодействие постепенно приводит к тому, что участники группы больше узнают о себе и начинают вести себя иначе. Эффективность этих попыток будет зависеть от того, насколько участник группы не удовлетворен своим поведением и мотивацией изменения этого поведения, от интенсивности участия в групповой работе и от гибкости личности.

Изменения поведения повлекут и другие изменения, а доброжелательность повысит самоуважение и будет толчком для дальнейших изменений.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot