Чрезвычайная ситуация - это совокупность обстоятельств, возникших в силу природных или техногенных причин и приводящих к возникновению серьезных неблагоприятных последствий, ликвидация (предотвращение) которых требует незамедлительного принятия мер.
Сущность понятия «чрезвычайная ситуация»
Необходимость разработки и реализации проекта может быть вызвана возникновением такой ситуации, которая требует от ее участников или уполномоченных управляющих лиц немедленного совершения активных действий. Многие из таких ситуаций получают официальное признание и за ними закрепляется статус чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайной ситуацией принято называть обстановку, сложившуюся в силу ряда обстоятельств, которые могут вызвать или уже вызвали причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение имущества, нанесение ущерба окружающей среде, нарушение нормальных условий жизнедеятельности дюжей. Чрезвычайные ситуации могут проявляться в виде природных катаклизмов (наводнений, ураганов, сильных морозов, жары и др.), техногенных катастроф (дорожно-транспортных происшествий, аварий на производствах и т. д.), совершении террористических актов и т. д.
Основа для управления чрезвычайными ситуациями
Основанием для разработки и реализации проектов, связанных с управлением чрезвычайными ситуациями, является периодически проводимый детальный анализ случившихся чрезвычайных ситуаций. При этом отдельного внимания заслуживают причины возникновения чрезвычайных ситуаций, а также динамика их развития в течение ограниченного периода времени.
Результаты этого анализа используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций на планируемый период. Научно обоснованное представление о возможных сценариях развития будущего предоставляет возможности для разработки необходимых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В частности, результаты последних научных исследований, которые были проведены по заказу уполномоченных государственных органов, свидетельствуют о сохранении в ближайшее десятилетие тенденции увеличения риска возникновения чрезвычайных сил природного характера. Это по большей части вызвано действием следующих причин:
- происходит освоение новых территорий, что приводит к повешению подверженности населения и хозяйства опасным природным явлениям;
- продолжается усложнение технологий, что повышает их чувствительность к опасным воздействиям;
- снизился уровень адекватной защиты и противодействия природным опасностям из-за неблагоприятного развития социально-экономических процессов.
Для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий рекомендовано заранее проводить подготовительные мероприятия. Они в основном должны касаться создания соответствующих организационных структур, формирование необходимой инфраструктуры, подготовку персонала, поиск потенциальных источников финансирования и т. д. Понятно, что сама суть чрезвычайных ситуаций обуславливает специфичность содержания каждого проекта по управлению ими, однако это не отменяет необходимость и возможность подготовки к ним.
Управление чрезвычайными ситуациями связано не только со сбором и обработкой информации, но еще предполагает ее выдачу населению, поскольку чрезвычайные ситуации, как правило, охватывают большое количество людей. Поэтому сейчас большой упор делается на создание и развитие систем электронного (удаленного) оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Государственные программы управления чрезвычайными ситуациями
Высокая общественная значимость чрезвычайных ситуаций обусловила определение сферы управления ими в область государственного управления. В связи с этим детальный анализ всех видов чрезвычайный ситуаций позволяет выработать уполномоченным органам публичной власти основные направления государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Чаще всего государственное управление чрезвычайными ситуациями в настоящее время оформляется в виде целевых государственных программ, которые по своей сути являются объединениями ряда родственных проектов. В настоящее время предупреждение чрезвычайными ситуациями государство пытается осуществить посредством реализации следующих направлений:
- увеличение финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, ликвидации их и их последствий;
- возложение на владельцев потенциально опасных объектов абсолютной ответственности в вопросах промышленной безопасности;
- создание специальных экономических механизмов, которые бы стимулировали граждан и организаций к проведению, прежде всего, превентивных мероприятий;
- изменение текущей нормативно-правовой базы, направленное на увеличение запасов прочности сооружений, систем, оборудования и коммуникаций;
- формирование благоприятных условий (стимулирующих и обязывающих механизмов) для кардинального обновления основных производственных фондов.
В настоящее время значительными темпами возрастает нагрузка, которая оказывается на техносферу в связи с воздействием опасных природных факторов. Поэтому в качестве отдельных программ и проектов выделяют группы мероприятий, направленных на развитие и совершенствование систем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля. В частности, большое распространение получило осуществление целевых и научно-технических программ.
Таким образом, управление чрезвычайными ситуациями осуществляется на проектной (программной) основе. Это связано со специфичными условиями, в которых участникам проекта приходится достигать поставленных действий. Однако общим признаком данной группы нетрадиционных проектов является необходимость немедленного совершения активных действий.