Управленческие решения в организации: понятие и сущность
В ходе работы организации всегда возникает ряд проблем, которые необходимо решать. В принятие решения участвуют органы высшего управления.
Принято считать, что управленческое решение – это акт, который носит социальный характер и призван решать проблемы, которые возникают в работе организации.
Принять решение не просто, оно требует от руководителя организации определенных навыков, опыта и знаний. Считается, что процесс принятия решений один из самых ответственных в организации, так как от этого зависит эффективность работы данного предприятия.
Каждый человек в течение дня принимает по несколько решений, от того, где пить кофе в обед, до того, в какую страну поехать отдыхать. Но есть существенная разница между обычными решениями и управленческими.
Руководитель также как и любой другой человек принимает множество решений в день, личных и рабочих, так вот рабочие управленческие решения – это ответственность, риск и работа.
Качество принятого решения во многом определяет ход деятельности организации, правильно принятые решения – развивают предприятие, неправильно принятые решения – замедляют и ухудшают работу предприятия.
Этапы принятия управленческого решения
Процесс принятия управленческого решения включает в себя несколько этапов:
- определение цели;
- рассмотрение проблемы;
- расчет и обоснование того или иного решения и анализ возможных последствий;
- изучение нескольких вариантов решения проблемы;
- выбор подходящего решения проблемы;
- принятие управленческого решения;
- оглашение решения исполнителям;
- контроль за выполнением решения.
Примеры управленческих решений
У организации за последние три года наблюдается негативная тенденция снижения прибыли. Аналитики утверждают, что это связано с тем, что продажи фирмы снижаются, товар на рынке теряет конкурентоспособность, затраты растут и есть необходимость увольнения части персонала с целью сокращения затрат предприятия.
В данной ситуации:
- Цель принятия решения – повысить прибыль предприятия.
- Проблема – негативная тенденция снижения показателя прибыли в течении трех лет.
Обоснование решения аналитиков – если уволить часть персонала, то прибыль ввиду уменьшения затрат восстановиться. Руководитель компании также должен понимать, что если товар теряет конкурентоспособность на рынке, то в дальнейшем прибыль от продажи такого товара будет только падать, и придется уволить не только часть персонала, но, возможно, и большую часть персонала, а проблема не исчезнет.
Другие варианты решения проблемы – провести маркетинговые исследования на предмет того, почему товар теряет конкурентные свойства, почему падают продажи, что в товаре не так, что хочет видеть потребитель от товара. Ответы на эти вопросы позволят руководителю найти верный путь к решению корня проблемы, избежав массовых увольнений.
Принятие решения – выделить средства из прибыли предприятия на проведение маркетинговых исследований, персонал не увольнять, искать суть проблемы в другом, переориентировать производство на то, чтобы изготавливать востребованный товар на рынке, способный удовлетворить потребности потребителей.
Оглашение решения исполнителям - руководитель оглашает решения начальникам отделов, те, в свою очередь, доводят информацию до подчиненных.
Контроль за исполнением будет осуществлять как сам руководитель организации, так и начальники отделов.
Таким образом, правильно принятое управленческое решение позволит организации избежать проблем, связанных с увольнением персонала, усовершенствовать товар, который они производят, сделать его более конкурентоспособным и повысить спрос на него у потребителей.