Управленческие решения
Принятие решений представляет собой процесс в менеджменте, посредством которого обеспечивается выбор способа достижения его целей.
Цели классифицируются на краткосрочные (именно при их достижении большое значение имеет оперативность), среднесрочные (их гарантией служат тактические решения) и долгосрочные (обеспечены стратегией).
Стратегические решения принимаются в тех случаях, когда возникают стратегические проблемы. Главный их признак - отклонение контрольного параметра системы от запланированного по причине перемен во внешней среде.
Эти проблемы нельзя снять при помощи оперативных и тактических решений, они требуют диагностирования компании, контроля внешних и внутренних факторов и разработки новой стратегии.
Тактические проблемы являются проблемами среднего уровня, которые представляют собой противоречия, возникающие между среднесрочными целями компании и ее текущими делами.
Эти проблемы можно решить при корректировке стратегии, разработке тактического плана в системе функционирующей стратегии, небольшими изменениями в функциональных стратегиях.
Оперативные проблемы же проблемы являются проблемами нижнего уровня. Именно при их возникновении важна такая категория, как оперативность. Они могут возникать часто, с постоянством и требовать принятия быстрых и решительных действий, которые ограничены временными рамками. Менеджерами среднего звена, а порой и исполнительным персоналом предприятия могут приниматься большая часть решений этого уровня даже на протяжении очень короткого срока (часа, дня).
Оперативность принятия решения
Оперативность означает своевременную разработку и реализацию управленческого воздействия.
Оперативность принятия управленческих решений определяется их компетентностью и обоснованностью и во многом может предопределить конкурентоспособность предприятия и успех его функционирования.
В процессе формирования специалистов менеджмента, кроме исследования общей концепции и методов управления, необходимо осваивать современные технологии и приобретать навыки профессиональных решений, которые позволят избежать многих ошибок и рисков.
Оперативность принятия решений можно увеличить путем широкого использования методов логистики и средств вычислительной техники. Компьютеризация всегда приводит к увеличению издержек, но с другой стороны, повышает эффективность материального и транспортного обслуживания процесса производства.
С помощью такого показателя, как оперативность принятия решения оцениваются все параметры системы, а его изменение способствует оценке экономии.
Если скорость информационно-документационного обеспечения управления увеличивается, то растет и показатель оперативности принятия решений, а руководитель освобождает себя от массы рутинной работы, которая связана с наложением резолюций на документацию, исполнители которой явно определены.
Степень оперативности принятия решения можно выявить благодаря исследованию учет формы владения собственностью и степени финансовой самостоятельности.
Каждое современное предприятие не может существовать в едином информационном пространстве без системы управления, которая осуществляется посредством компьютерной техники, обеспечивающей сбор объективной информации и принятие оперативных решений.
Оперативность в принятии решения более характерна для линейных структур управления, которые имеют ряд преимуществ, среди которых четкая система взаимных связей между звеньями, быстрота реагирования на прямые приказы, согласованность действий между исполнителями.