Функции принятия управленческого решения в деятельности предпринимателя
Управленческая деятельность любого руководителя строится на нескольких важнейших элементах таких как:
- целеопределение,
- прогнозирование,
- планирование,
- мотивирование,
- организация,
- контроль,
- и многие другие.
Для успешной деятельности они все одинаково равны, однако, наиболее существенным аспектом работы любого руководителя, как считают многие специалисты в области менеджмента, является функция принятия управленческих решений. Отчасти, это связано с тем, что часть своих полномочий руководитель вполне может передать своим подчинённым, в то время как функцию принятия решений делегировать, таким образом, не получиться, т.к. руководитель сразу потеряет контроль, возможность управлять и перестанет быть руководителем в целом.
Решения, которые изо дня в день приходиться принимать руководителю, связаны с самыми различными сферами его деятельности. Зачастую ошибки в этом процессе могут быть безболезненно исправлены, однако иногда могут оказаться фатальными. Эффективная работа руководителя не представляется возможной без умения принимать грамотные решения, однако большинство руководителей приходят к такому умению сквозь долгий путь проб и ошибок. Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследования в данной области носят важный, фундаментальный характер.
Функцию принятия решений очень тяжело стандартизировать и свести к определённому набору алгоритмов. В связи с этим, роль субъективных, психологических факторов в ней крайне велика. В силу таких обстоятельств функция принятия решения является предметом изучения, как теории управления, так и психологии. Именно функция принятия решений заставляет прочувствовать суть управления, заключающуюся не столько в науке, сколько являющейся искусством.
Классификация управленческих решений
Присущие человеку психофизиологические ограничения делают невозможным рациональное поведение при принятии управленческих решений. Также невозможным является и полный учёт всех возможных объективных факторов. Объективными ограничивающими факторами подобного поведения, в каждом конкретном случае, выступают субъективные психологические особенности каждого руководителя. Подобные факторы оказывают большое, зачастую решающее, влияние на конкретное принятое решение и на управление в целом. В результате таких особенностей возникла поведенческая теория управления.
Существуют разнообразные подходы к определению типа управленческих решений. Их разделяют на интуитивные и рациональные. В интуитивных решениях слабо представлены этапы осознания, оценки, взвешивания альтернатив. Решения принимаются на основаниях суждений и опыта прошлых лет. Решения рациональные же не имеют опоры только лишь на прошлый опыт, они принимаются на основе закономерностей и последовательности разнообразных аналитических процедур.
Принятые управленческие решения должны отвечать определённым критериям. Несмотря на великое многообразие подходов в оценке выбора управленческих решений, всё же, среди критериев, можно выделить как положительные, так и отрицательные.
Критерии управленческих решений
Термином «критерий» обозначают важную составляющую, понятную, измеримую, хорошо интерпретируемую характеристику исхода деятельности.
Именно с критерии помогают оценить предполагаемую эффективность принимаемого решения. Областью определения критерия является множество альтернатив, а выбор правильных это целая наука. Однако эффективность принятых решений практически невозможно оценивать без базовых, основополагающих критериев. К положительным критериям относят: эффективность, обоснованность, своевременность, реализуемость, конкретность, сочетание жёсткости и гибкости. К отрицательным критериям относят:
- решения, принятые на безальтернативной основе,
- основанные на ошибочном прогнозе развития,
- основанные на ошибочных знаниях.