Управленческое решение в современном менеджменте
Процессы разработки, принятия и осуществления управленческого решения, представляют собой мощный инструмент управляющего воздействия присущий современному менеджменту. Значение, оказываемое этими процессами в управлении структурой сложно переоценить, а их важность, по мере усложнения ситуаций, неизбежно возрастает. Масштабы потерь возникших в результате даже малых ошибок управления поистине впечатляют и выводят задачи принятия решений на роли первых скрипок процесса управления.
Само управление возникло тогда, когда всего два человека объединялись в своём стремлении достичь общей цели.
Возникали задачи координации их совместных действий, и кто-то из них решение этих задач брал на себя. В таких условиях такой человек становился управляющим, а другой его подчинённым.
Функции управленческих решений
Регистрация, сбор и обработка информации, подготовка и выбор альтернатив решения - всё это включено в процесс управления. От качества выполнения этих этапов зависит и качество самого процесса управления. Он являет собой совокупность циклов подготовки и принятия соответствующих решений. Решение является реальным тогда, когда оно обеспечено ресурсами. В связи с этим решения должны приниматься адресно и выполнять определённые функции. Выделяют три основных функции:
- направляющая,
- координирующая,
- мотивирующая.
Процесс принятия решений предполагает своё нахождение в руках одного единственного (общего) руководителя. Он, в свою очередь, может быть подчинён вышестоящему руководителю. Таким образом, создаётся иерархия принятия решений по должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим руководителем, а не с вышестоящим руководством. Правила и нормативы принятия решений обычно разрабатываются самими организациями. В таких правилах формулируются действия, необходимые к совершению в целях достижения поставленной цели в конкретных условиях. Такие правила подразумевают определённую координацию подразделений.
Существуют разнообразные подходы к определению типа управленческих решений. Их разделяют на интуитивные и рациональные. В интуитивных решениях слабо представлены этапы осознания, оценки, взвешивания альтернатив. Решения принимаются на основаниях суждений и опыта прошлых лет. Решения рациональные же не имеют опоры только лишь на прошлый опыт, они принимаются на основе закономерностей и последовательности разнообразных аналитических процедур.
Принятые управленческие решения должны отвечать определённым критериям. Несмотря на великое многообразие подходов в оценке выбора управленческих решений, всё же, среди критериев, можно выделить как положительные, так и отрицательные.
Корпоративный подход к управленческим решениям
Корпоративный (системный) подход в вопросах управленческой деятельности является приоритетным в силу своей высокой эффективности. Он позволяет обеспечить непротиворечивость как краткосрочных, так и долгосрочных управленческих решений. Первые отображаются в виде бухгалтерских проводок и затем преобразуются в оборотный баланс и отчётные формы. Вторые же находят своё решение в бюджетах различных уровней составляемых, как правило, на долгосрочную перспективу. В свою очередь бюджет представляет собой плановые показатели всей хозяйственной деятельности.
Построение системы управления включает в себя три основных этапа:
- Создание информационного пространства,
- разработка методологии управления,
- создание форм представления информации о рекомендуемых решениях и обоснование выданных рекомендаций.
Хозяйствующее воздействие на объект управления осуществляется менеджером соответствующего уровня.