Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Уровни корпоративного управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Понятие корпорации

Корпорации получили свое активное развитие в ХХ веке, сегодня они являются весьма популярной формой ведения бизнеса, как на национальных, так и на международных рынках. Единого подхода к определению термина «корпорация» в настоящее время не существует.

Замечание 1

В общем виде корпорацию следует отождествлять с определенной формой предпринимательства, предусматривающей юридический статус, долевую собственность и концентрацию управленческих функций в руках верхнего эшелона менеджеров (профессиональных управленцев), работающих по найму. Для корпораций характерно отделение собственности от управления.

В целом можно выделить две основные точки зрения на вопрос о том, что же следует понимать под корпорацией:

  • корпорация – это всякое акционерное общество;
  • корпорация – это любая организация, отвечающая признакам корпоративной идентичности.

На практике корпорации чаще всего представлена именно акционерными обществами, капитал которых разделен на определенное количество акций, закрепленных за их владельцами.

Корпоративные структуры классифицируют по ряду признаков (рисунок 1).

Классификация корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вне зависимости от формы своей организации корпорации характеризуются сложностью своей структуры и зачастую отличаются широкими масштабами деятельности. Нередко встречается формирование холдинговых структур. В таких условиях вопросы построение иерархических систем управление приобретают особое значение.

Готовые работы на аналогичную тему

Иерархия управленческих уровней в корпорации

Итак, корпорация – это сложное многоступенчатое образование, требующее своего эффективного управления. В общей сложности принято выделять три базовых уровня управления корпорации: стратегический, управленческий и оперативный (рисунок 2).

Уровни управления в корпорации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Уровни управления в корпорации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Высший уровень управления определяется стратегическим планированием и контролем. Он ориентирован на деятельность корпоративной культуры в целом, а в его основе лежит стратегия развития корпорации.

Средний уровень представлен управленческой деятельностью, направленной на передачу установок высшего руководства и координацию деятельности подразделений по их достижению.

Низовой уровень связан с оперативным управлением, нацеленным на решение конкретных задач.

Низовой и средний уровень связаны с корпоративным менеджментом. Высший же уровень соотносим с корпоративным управлением.

Корпоративный менеджмент стоит на более низкой иерархической ступени, нежели корпоративное управление. Его основной задачей выступает управление бизнесом в то время, как корпоративное управление нацелено на налаживание механизмов, обеспечивающих подотчётность и баланс интересов всех участников корпоративных отношений. Точкой соприкосновения между ними выступает стратегия развития корпорации. Рассмотрим сущность и значение корпоративного управления более подробно.

Сущность и значение корпоративного управления

Корпоративное управление – это сложная многоаспектная научная категория, единого подхода к определению сущности которой не выработано до сих пор.

Определение 1

В общем смысле корпоративное управление может быть определено как некий способ взаимодействия, выбранный корпорацией между ее акционерами, советом директоров и менеджментом. Как правило оно ориентировано на повышение эффективности функционирования корпоративных структур, максимизацию их прибыльности и рост стоимости акционерного капитала.

Говоря о корпоративном управлении, следует понимать, что вокруг корпорации существует множество заинтересованных сторон (так называемых стейкхолдеров). К ним относятся собственники акционерного капитала, менеджмент корпорации, ее сотрудники, поставщики и потребители, органы государственно власти и даже местное сообщество. Все они в определенной степени заинтересованы в деятельности корпорации, а их интересы должны быть учтены в рамках принятия решений на высшем уровне иерархии корпоративных структур.

Основной же задачей корпоративного управления выступает установление баланса интересов различных групп стейкхолдеров, включая акционеров и менеджеров.

Считается, что система корпоративного управления состоит из ряда элементов (блоков), основными из которых являются:

  • права акционеров,
  • органы управления корпорацией,
  • раскрытие информации;
  • социальная ответственность бизнеса.

В роли субъектов корпоративного управления выступают соответствующие управленческие органы (совет директоров, менеджеры, акционеры), а его объектами являются отношения, возникающие между участниками корпоративных отношений.

Эффективность системы корпоративного управления

Внедрение и реализация принципов корпоративного управления облегчает корпорациям доступ к рынку, способствует росту стоимости их активов, снижению стоимости капитала и рисков. Совершенствование его уровня выступает одним из важнейших факторов развития национальной экономики страны.

Замечание 2

Таким образом, уровень корпоративного управления определяется его эффективностью и соответствием основным принципам КУ, заложенными деловой практикой. Уровень корпоративного управления служит основополагающим инструментом обеспечения устойчивости корпораций и залогом их долгосрочного успешного развития.

В настоящее время существует множество подходов к оценке уровня корпоративного управления. Единства подходов в этом вопросе не выработано до сих пор.

Условно вся совокупность методов оценки уровня корпоративного управления может быть разделена на две группы:

  • методы, основанные на использовании управленческих критериев;
  • методы, основанные на использовании экономических критериев.

Первые включают в себя рейтинги и системы мониторинга, а вторые опираются на оценку результатов деятельности корпорации и ее экономического потенциала. Каждый из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Высокую популярность в современном мире получили рейтинги корпоративного управления, разработкой которых занимаются специализированные рейтинговые агентства. Наиболее известными из них являются «S&P» () и «РИД Эксперт-РА». Каждый из них имеет свою методику оценки и самостоятельно формирует выборку корпораций, попадающих под оценку.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис