Управление в рыночной экономике обеспечивает усиление конкурентоспособности бизнеса. В настоящее время производству необходимо соответствовать высочайшим требованиям, чему способствуют следующие причины:
- времени, затраченного на производство продукции, становится меньше, в то время как разнообразие ассортимента увеличивается;
- возникли новые требования к формам контроля, а также к организации и разделению труда;
- усилилась конкурентная борьба на товарном рынке;
- структура издержек производства продукции резко изменилась;
- внешняя среда обрела черты неопределенности.
В рыночной экономике функция управления способствует увеличению конкурентоспособности бизнеса и адаптивности. Управление в рыночной экономике сопряжено с делением на различные виды организационных структур. Различают следующие типы организационных структур: функциональную, линейную, линейно-функциональную, дивизиональную, программно-целевую, матричную и сетевую. На сегодняшний день активно используются дивизиональная, программно-целевая и сетевая.
Рост масштабов производства, развитием производственно-экономических связей в обществе привело к усложнению системы управления. До развития рыночных отношений функции менеджмента были более или менее универсальными. Управление производством принадлежало самому владельцу средств производства и его группе особого доверия.
Искусство управлять не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Управление основывается на теоретической базе, собранной за тысячи лет человеческой цивилизации. Сущность управления заключена в его принципах и законах.
Принципы управления
Выделим наиболее важные в рыночной экономике принципы управления:
- Принцип сочетания централизации и децентрализации. Наиболее оптимальным является вариант распределения полномочий по принятию решений, где стратегические решения принимаются централизованно, а оперативное управление при помощи децентрализации.
- Принцип научной обоснованности управления, который сводится к тому, что все управленческие действия должны соотноситься с научными методами и подходами.
- Принцип иерархичности и обратной связи. Данный принцип отражает многоступенчатую структуру управления, где первичные звенья должны подчиняться органам руководства следующего уровня, и т. д. К примеру, цели управления для низших звеньев структуры разрабатываются органами более высокого в иерархической структуре органа управления. Что касается контроля за деятельностью звеньев управления компанией, то он осуществляется по принципу обратной связи, благодаря которому происходит корректировка хода управленческого процесса.
- Принцип плановости. Развитие организации в соответствие с этим принципом способствует установлению основных направлений и пропорций развития организации. Таким образом, план – это комплекс экономических, а также социальных задач, решение которых необходимо осуществить в ближайшем и более отдаленном будущем.
- Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Важнейший принцип, предполагающий, что каждый сотрудник обязан выполнять поставленные перед ним задачи и отчитываться за их выполнение.
- Принцип мотивации. Суть принципа заключается в применении мотивов поведения человека в управлении его деятельностью.
- Принцип демократизации управления. Также является важнейшим принципом менеджмента в рыночной экономике. Суть – участие всего персонала в управлении организацией, в выработке партнерских отношениях между предпринимателем и сотрудником. Формы проявления участия могут быть самыми разными, начиная от широкого участия сотрудников в собственности и прибыли.
Этот принцип также предполагает сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении организацией. Единоначалие – это возможность менеджера самостоятельно принимать решения по вопросам, входящих в круг его компетенций, предполагает персональную ответственность за порученный участок работы.
Существует также коллегиальное решение, основанное принципе коллегиальности. Такое решение принимается на основе мнений руководителей разного уровня и мнений исполнителей конкретных решений. Наилучшее соотношение единоначалия и коллегиальности обеспечивает эффективность и действенность принятых управленческих решений.
Законы управления
- закон специализации управления;
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени.
Дадим краткую характеристику законам управления.
Закон специализации управления. В настоящее время производство товаров и услуг связано с использованием различных новейших технологических процессов и информационных систем, с высокой степенью организации труда. Такой подход к производственной деятельности требует от менеджеров узкоспециализированного управления, глубоких знаний во многих областях науки и техники. Это неизбежно приведет к расчленению общих функций менеджмента на частные виды деятельности, к проявлению их в конкретных условиях, на различных управленческих уровнях.
Закон интеграции управления. Суть закона – единство производства и управления. Это, своего рода, объединение структурных подразделений производств в единый производственный организм – предприятие, компанию, с одной стороны, а с другой стороны – это соединение всех узкоспециализированных управленческих действий в единый управленческий процесс.
Согласно этому закону, различные организации, предприятия и фирмы в условиях рынка могут быть объединены в такие новые формы хозяйственных комплексов, как концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. Интегрирующими факторами выступают цели, задачи, интересы, потребность в поддержании жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответствующим информационным обеспечением.
Закон экономии времени. Данный закон гласит, что эффективность предпринимаемых действий, достижение поставленных целей, в первую очередь определяется скоростью реакции управленческого персонала на потребности рынка. Решения должны приниматься менеджером в самое короткое время по сравнению с конкурирующей стороной, тем самым, обеспечивая себе положительное влияние на конечные результаты работы предприятия.
Базовые виды деятельности современного менеджмента
Среди базовых видов деятельности можно отметить:
- техническую деятельность. Освоение, создание и применение в производстве прогрессирующих видов материалов, а также технологий и техники способствуют рождению новых технических идей. Задача управленца заключается в поиске способных людей и возможности обеспечить им более выгодные условия для работы, чем конкуренты;
- управленческую деятельность. Непосредственные участники и ответственные – это начальники. Они должны:
- знать и уметь анализировать факты, связанные с деятельностью производства;
- намечать будущие цели, держа под контролем текущие цели;
- организовывать, обеспечивать, объединять ресурсы и всевозможные средства для достижения цели;
- создавать действенные структуры управления;
- уметь находить нужных инициативных, творчески способных людей.
Таким образом, сущность управления в рыночной экономике, можно выразить так: основной задачей управления организаций является не сокращение объемов издержек, а повышение уровня качества товара, создание новых товаров и услуг за счет развития творческого потенциала и производственных технологий.