Возникновение и развитие менеджмента
Менеджмент – это отдельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов научного управления.
Вопрос о времени трансформации управленческой деятельности из косвенного проявления власти в самостоятельное направление является дискуссионным в среде исследователей истории менеджмента.
Концепция Р. Ходжеттса рассматривает становление менеджмента как вида профессиональной деятельности вследствие трех управленческих революций, которые произошли в древности. Охарактеризуем эти революции:
- религиозно-коммерческая (Шумерия, III тыс. до н.э.). Суть этой революции состояла в том, что шумерские жрецы отказались от кровавых жертвоприношений и стали взимать дань продуктами и другими ценностями. Эти жертвы накапливались в храмовых хранилищах, после чего пускались в дело – например, обменивались на некие другие продукеты. Это было посредничество в коммерческих операциях, а жрецы превратились в менеджеров,
- светско-административная (1792-1750 гг. до н.э., правление Хаммурапи в Вавилоне). Хаммурапи был первым в истории правителем, целенаправленно работавшим над имиджем «заботливого покровителя своего народа». Новым этапом развития менеджмента стал свод законов Хаммурапи из 285 законов,
- производственно-строительная (605-562 гг. до н.э., правление Навуходоносора XI в Вавилоне). Она произошла вследствие значительного усовершенствования организации труда в зернохранилищах и на текстильных фабриках.
Если говорить не о практике менеджмента, а о его теоретическом фундаменте, то в его формировании активное участие принимали античные философы:
- Платон характеризовал управление как «науку о питании людей». Тем самым он подчеркивал роль управления для обеспечения материального существования человеческого общества. По мнению философа, основой управления государством должны быть законы. Но они слишком абстрактны, поэтому на политика возлагается осуществление их надзора. Такой политик должен владеть управленческим искусством, а смысл его деятельности должен сводиться к тому, чтобы преломить догматические законы применительно к сложившейся в реальности ситуации. В трудах Платона можно найти зачатки идей об управленческих стилях и зарождение современного ситуационного подхода к управлению,
- Аристотель характеризовал управление как «господскую науку», заключающуюся в надзоре за рабами.
Современный менеджмент как наука – это синтез разнообразных теоретических разработок, включая осмысление выводов их многолетней практической деятельности и эмпирического опыта. Он интенсивно развивается.
Современные исследователи при рассмотрении менеджмента как науки воспринимают его в качестве механизма:
- отражения общественной деятельности в вопросах генерирования и систематизации мысли в сфере управления, ее актуализации и организации для применения на практике,
- регулирования включения теории в образовательную деятельность субъектов отношений по вопросам управления,
- систематизации предметного поля менеджмента,
- рефлексии и самопознания в практике управления.
Современный менеджмент характеризуется многокомпонентной структурой, что дает основание рассматривать его как систему менеджмента.
Становление научного менеджмента в России
В России вопросы управления получили пристальное внимание в XVI веке, когда бурно ликвидировалась феодальная раздробленность и рынки объединялись в единый национальный рынок. Однако на этом этапе было рано говорить о научном подходе.
Научное отношение к вопросам организации труда и управлению стали появляться на рубеже XIX-XX веков. В то время как в США набирал популярность тейлоризм, файолизм и фордизм, в России научные основы менеджмента разрабатывались в рамках концепции научной организации труда (НОТ).
После прихода большевиков к власти Ленин заявлял, что без высокой культуры и производительности труда невозможно построить социализм, поэтому необходимо внедрять тейлоризм. Ленин призывал к изучению, преподаванию и распространению тейлоризма. В 1920-х был создан Центральный институт труда. В 1921 и 1924 годах были проведены две крупные конференции по научной организации труда.
На первой конференции было сформулировано определение научной организации труда.
Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами.
В качестве главного метода при этом рассматривается измерение затрат ресурсов (времени, сырья и материалов, механической работы), а также последующий анализ собранных данных и синтез, в ходе которого формируется наиболее выгодный производственный план.
На второй конференции определили основные задачи в области научной организации труда.
Во второй половине 1920-х, по мере сворачивания НЭПа, преобладающим стало государственное управление. В период Великой Отечественной войны государство осуществляло непосредственное управление заводами и фабриками. Эта политика продолжилась и после окончания войны, поскольку государственная собственность на землю и средства производства преобладала.
Многообразие форм собственности стало формироваться лишь в конце 1980-х. Поэтому российский научный менеджмент – наука молодая. В первые годы своих разработок было мало, доминировали переводные труды западных исследователей, многие положения которых оказались слабо применимы к российской действительности. Лишь в последние годы сформировалась российская школа менеджмента. Во многих российских вузах ведется обучение по этой специальности бакалавров и магистров, а также подготовка кандидатов и докторов наук.
Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и прежде всего государственного менеджмента