Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / История менеджмента / Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
Содержание статьи

Изучая представления о роли и месте менеджмента организаций, содержание управленческой деятельности, ее принципы и методы осуществления, мы видим, что они неоднократно были подвержены существенным изменениям с того момента, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Отношение и взгляды на управление развивались наряду с развитием общественных отношений, менялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись и развивались новые средства связи и обработки информации. В это же время менялась и практика управления. Изменялась и сама наука об управлении. Однако, несмотря на то, что практика управления развивалась намного быстрее, благодаря управленческой мысли, новым идеям ведущих умов в области управления, разрабатываемые новые подходы к осуществлению управленческой деятельности знаменовали собой рубежи, за которыми начинались широкие преобразования в практике управления.

Становление и развитие идей в менеджменте всегда связано с тремя явлениями – задачи, человек и управленческая деятельность. В начальной стадии развития науки об управлении упор делался только на одно из этих явлений. Значительно позже, все большее развитие и влияние стал получать, так называемый, синтетический подход, основанный на идеях всех школ менеджмента, связывающий все явления бизнеса в единое и органичное целое.

Историки менеджмента Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др. давно интересуются вопросом о том, когда управленческая деятельность стала самостоятельной областью и перестала быть только косвенным проявлением власти.

Три управленческие революции

Согласно концепции Р. Ходжеттса, три управленческие революции, произошедшие в древности, способствовали формированию менеджмента как вида деятельности.

  1. Религиозно-коммерческая. Революция произошла в Шумерии (третье тысячелетие до н.э.). Суть этой революции заключается в трансформации шумерских жрецов в управленцев, менеджеров по роду своей деятельности. На определенном этапе развития вместо ритуала приношения кровавых жертв своим богам жрецы стали взымать дань продуктами, которые накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, мы видим, зарождение коммерческих операций при помощи посредников.
  2. Светско-административная. Эта революция связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Его попытки организовать эффективную систему управления в своей огромной империи ознаменовались написанием знаменитого свода Хаммурапи, содержащего 285 законов управления государством. Этот свод является, своего рода, этапом в развитии менеджмента. По мнению Р. Ходжеттса, Хаммурапи был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием образа «заботливого покровителя народа».
  3. Производственно-строительная. Третья революция связана с правлением царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.) в Вавилоне. Царь значительно усовершенствовал организацию труда на вавилонских текстильных фабриках и зернохранилищах.

Философ Платон называл управление «наукой о питании людей», подчеркивая, тем самым, важнейшее значение управления в обеспечении материального существования общества. Платон считал, что страной должны управлять законы, однако, так как они слишком абстрактны, надзор за их исполнением должен осуществлять политик, владеющий искусством управления. Его управленческая деятельность должна заключаться в адаптации этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. В размышлениях Платона также можно найти зарождение идей о возможных стилях управления, а также мысли о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в менеджменте.

Изучая предпосылки возникновения менеджмента, можно выделить:

  • развитие крупного сельского хозяйства на базе фермерских хозяйств;
  • отсутствие феодальных отношений;
  • урбанизация;
  • дефицит в рабочей силе;
  • приток высококвалифицированных специалистов;
  • высокие производительность труда и заработная плата.

Историю управления условно можно разделить на два периода: 1) наличие практики управления; 2) управление как научная дисциплина.

Причинами превращения управления в науку явилась промышленная революция конца XIX века в Англии, Франции и Германии, в результате чего появились гигантские монополии, работа в которых требовала организации и координации действий. Однако, как было сказано выше, менеджмент как наука и практика управления, как вид профессиональной деятельности зародился в США.

Условия возникновения и развития менеджмента

Основные условия возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления:

  • объективные изменения в самом управлении под влиянием разных факторов развития производства, общества, человека;
  • развитие управленческой мысли;
  • общее развитие науки, определяющее методологию осмысления исторических фактов на каждом этапе развития;
  • структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

Среди факторов развития науки управления можно обозначить:

  • формирование и сочетание рыночного механизма с государственным регулированием;
  • изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах;
  • обострение внутренней конкуренции всвязи с ограниченностью ресурсов и снижения спроса на традиционные товары и услуги;
  • интернационализация конкуренции и связанная с этим адаптация к международным стандартам;
  • ужесточение социальных и экологических требований к деятельности организации;
  • профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости управленческого труда;
  • возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг.

Современная наука об управлении развивается быстрыми темпами, представляя собой синтез теоретических разработок и выводов, основанных на многолетней практической деятельности. Современный менеджмент имеет многокомпонентную структуру, предполагающую его рассмотрение как «системы менеджмента».

На современном этапе представлений о менеджменте как науке мы видим:

  • отражение деятельности общества по генерированию и систематизации управленческой мысли;
  • организацию и актуализацию управленческой мысли для применения в деятельности;
  • регулирование содержания управленческой теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений;
  • систематизацию предметной области менеджмента;
  • самопознание в управленческой практике.

Период становления научного менеджмента можно условно разделить на классический (рациональный, жесткий, стандартизированный) менеджмент и неоклассический менеджмент (иррациональный, гибкий, творческий).

Концепция рационализации подразумевает под собой процесс выбора действующими лицами средств достижения цели, где все ограничено правилами, предписаниями и законами, имеющими строго универсальное применение. Процесс рационализации ведет к становлению бюрократии как важнейшей области приложения этих правил, законов и предписаний. Для всех бюрократических организаций характерно наличие формальных рациональных структур, заставляющих входящих в их состав индивидов действовать с точки зрения рационализации, стремясь к достижению поставленных целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

Что касается неоклассической модели управления, то здесь рационализм уступает место иррациональному восприятию мира. Организации, придерживающиеся неоклассического подхода в управлении, характеризуются гибкостью и адаптивностью своих структур. Достижение целей происходит на основе творческого мышления индивидов, входящих в состав таких организаций.

Вывод

Таким образом, мы видим, что становление менеджмента проходит множество этапов, развитие которых ознаменовано различными идеями. Однако мы с полной уверенностью можем сказать, что каждая из этих идей может быть достаточно эффективной только в определенных условиях исторического развития общества.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эдуард Геннадьевич Анфимов

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис