Сущность социальной ответственности
Социальная ответственность – это этический принцип, подразумевающий сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости.
В различные годы ученые давали много определений социальной ответственности. Однако после выхода в 2010г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности», эксперты сошлись в едином мнении в отношении данного определения.
Таким образом, социальная ответственность:
- участвует в содействии устойчивого развития,
- включает в себя заботу о здоровье и благосостояние общества,
- учитывает ожидания заинтересованных сторон и соответствует правовым нормам,
- вводится во всей организации
Концепции социальной ответственности
Термин социальной ответственности достаточно давно заинтересовал экономистов. Это связано с тем, что его можно применить к любой организации. На сегодняшний день социальная ответственность включает в себя:
- концепцию заинтересованных групп,
- концепцию корпоративного гражданства,
- концепцию корпоративной устойчивости
Под концепцией заинтересованных групп понимают концепцию, при которой группа лиц или отдельный индивид оказывает или испытывает на себе влияние деятельности другой организации.
Концепция корпоративного гражданства подразумевает ответственность за происходящее в стране и взаимную ответственность государств.
Третья и самая молодая концепция – концепция корпоративной устойчивости. Основоположником концепции является Дж. Элкингтон, который ввел понятие тройного итога, включающее в себя финансовое, экологическое измерение.
Первая и самая традиционная концепция социальной ответственности – это корпоративный эгоизм. Он подразумевает, что основная и единственная ответственность у бизнеса это увеличение прибыли своих акционеров. Первый кто дал понятие тории корпоративного эгоизма был Милтон Фридман.
Корпоративный альтруизм появился после опубликования нашумевшей статьи Фридмана в «New York Times». Статья принадлежала Комитету по экономическому развитию и подчеркивала, что корпорации и организации должны вносить вклад в развитие и качество жизни местного населения.
Теория разумного эгоизма утверждает, что под социальной ответственностью бизнеса необходимо понимать просто «хороший бизнес». Если компания тратит деньги на социальные программы, то ее собственные текущие прибыли сократятся, но в долгосрочной перспективе со временем начнут расти устойчивые прибыли. Подобное поведение компании позволяет полностью самореализоваться и реализовать собственные потребности в условия выживания, в условиях продолжительного времени.
Проблемы социальной ответственности
Перечисленные выше направления социальной ответственности не противоречат друг другу. Это связано с тем, что они отражают разные аспекты одной и той же проблемы:
- акционерная собственность относится к демократичной форме групповой и частной собственности. Это связано с тем, что акционеры составляют значительную часть общества,
- корпоративный альтруизм – это эгоизм, который расширили до определенных рамок, и отражающий преобразование нации в корпорацию,
- симбиоз корпоративного эгоизма и корпоративного альтруизма – это разумный эгоизм. Государство сознательно поддерживает данную форму, интегрируя в нее правовые, институциональные и общественные формы.
На сегодняшний день обилие концепций породило различные интерпретации корпоративной социальной ответственности (КСО). Эта проблема связана с тем, что КСО привлекает различные слои ученых от филологов до экономистов, которые интерпретируют это понятие по-разному в зависимости от предметной области.
В основном КСО распространена на Западе. Это говорит о том, что большинство компаний стремятся добровольно решить насущные проблемы общества. При этом все на альтруистических основах. Залог качественной КСО состоит в добровольном решении компаний заниматься защитой окружающей среды или улучшением качества жизни. При этом необходимо взаимодействие.
Как показывает практика использования КСО, большинство организаций используют третью концепцию-разумный эгоизм. Однако тенденции мирового бизнеса говорят о перспективе второй концепции – корпоративного альтруизма. Основная перспективность данного направления заключается в том, что у каждой организации в процессе работы формируется имидж. В зависимости от имиджа растет стоимость компании. Общественное мнение напрямую связано с деятельностью организации, которое направлено на общественные нужды и природную среду. Однако, если компании преследуют исключительно только корыстные интересы, то ее действия легко определяются как «камуфляж» под благотворительность или «экологический камуфляж». Это приносит еще больший урон имиджу компании.
Под корпоративной социальной ответственностью необходимо понимать этичное поведение не только в отношении к бизнесу и бизнес партнерам, но и к человеческому обществу. Достаточно много компаний понимают, что их коммерческая деятельность влияет на общество, а настроение общества сильно отражается на успехе компании в бизнесе. Постепенно необходимо внедрять корпоративную политику, это увеличивает прибыльность компании. Государство получает от такого внедрения свои плюсы, призывая инвесторов и общественность поучаствовать во всеобщем взаимодействии на окружающий мир. В настоящее время существует множество рейтингов компаний, которые участвуют в развитии КСО. Однако стоит понимать, что неважно, сколько заработала компания, а каким образом она это сделала.
РФ в отношении КСО достаточно сильно отстает от Запада. Это зависит от множества факторов, начиная от государственной политики, заканчивая менталитетом местного населения.