Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Подходы корпоративной социальной ответственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Концептуальные основы корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность (далее - КСО) в своей основе несет добровольное участие бизнеса в принятии на себя ответственности за свою деятельность и ее возможные последствия. Ее основные направления отражены на рисунке 1.

Основные направления КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные направления КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В своем становлении КСО прошла долгий путь развития, в процессе которого были сформированы определенные подходы к интерпретации ее сущности и предназначения.

Готовые работы на аналогичную тему

Условно их можно разделить на базовые и прочие. Базовые подходы к определению сущности КСО, сложившиеся в процессе ее эволюции, принято подразделять на три базовых категории. В общем виде они представлены на рисунке 2.

Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо базовых подходов были сформированы иные подходы КСО. Особую популярность среди них получили интегрированный подход и концепция корпоративной социальной восприимчивости.

Рассмотрим концептуальные подходы к определению сущности КСО более подробно.

Базовые подходы корпоративной социальной ответственности

Согласно классическому подходу в современном мире большая часть руководителей считаются специалистами в области менеджмента и управления. При этом, не имея своего собственного бизнеса, они выступают в качестве наемных работников. Следовательно, они должны нести ответственность перед владельцами тех компаний, в которых они работают. Их основной задачей выступает эффективное содействие реализации интересов собственников компаний.

Иначе данный подход принято называть теорией «корпоративного эгоизма». Основным его сторонником считается Милтон Фридман. По его мнению, основополагающей целью собственников всех корпораций является прибыль, достижение которой возможно лишь при условии обеспечения эффективности использования инвестированного капитала. При этом социальной ответственность обладает не бизнес как таковой, а те люди, которые стоят во главе управления компанией.

Таким образом, сущность ответственности каждого отдельно взятого бизнеса сводится к увеличению прибыли его акционеров. Основным недостатком данного подхода считается его ограниченность. Свое проявление она находит в том, что в кратко- и долгосрочных перспективах выгоды и издержки бизнеса отличаются:

  • в краткосрочном периоде в случае социально ответственного поведения компания несет определенные расходы;
  • в долгосрочном периоде бизнес выигрывает от развития отношений с местными сообществами и улучшения имиджа компании.
Замечание 1

Следовательно, в стратегической перспективе бизнес должен быть социально ориентированным. Для этого в краткосрочной перспективе ему необходимо понести определённые затраты.

Второй подход, именуемый теорией «корпоративного альтруизма», является прямо противоположным классической концепции КСО. Его сущность сводится к тому, что всякий бизнес помимо роста прибыли своих собственников должен также проявлять заботу о внешнем окружении.

Как известно, деятельность всякого бизнеса, особенно крупного, так или иначе, затрагивает интересы множества сторон. Их также принято называть заинтересованными лицами или стейкхолдерами. Вся их совокупность делится на два вида:

  • внутренние стейкхолдеры;
  • внешние стейкхолдеры.

К числу первых относятся собственники бизнеса, его менеджмент и сотрудники. Вторые представлены потребителями, поставщиками, конкурентами, государством и обществом в целом.

Согласно подходу, основанному на корпоративном альтруизме, бизнес должен быть ответственным не только по отношению к внутренним, но и к внешним стейкхолдерам. В частности, речь идет о необходимости вклада бизнес-организаций в повышение качества жизни населения, решение общественно важных проблем и сохранении окружающей среды.

Замечание 2

Данный подход был разработан и впервые официально провозглашен Комитетом по экономическому развитию США. Он предполагает необходимость прибыльных организаций выделять (жертвовать) денежные средства в виде части своих доходов на финансирование удовлетворения потребностей общества.

Третьим базовым постулатом концепции социальной ответственности бизнеса считается теория «разумного эгоизма». Она предполагает, что КСО заключается непосредственно в «хорошем бизнесе». Обоснованием подобного положения выступает идея о том, что социализация бизнеса в долгосрочной перспективе сокращает потери прибыли.

В соответствии с данным подходом текущие затраты бизнеса, связанные с поддержкой и реализацией благотворительных и социальных программ, приводят к сокращению текущей прибыли с одной стороны, но с другой – создают благоприятное социальное окружение в долгосрочной перспективе, обеспечивая, таким образом, основу устойчивых прибылей.

Прочие подходы корпоративной социальной ответственности

Одновременно с базовыми подходами КСО свое развитие получила концепция социальной восприимчивости, основанная на экологической концепции выживания бизнеса благодаря адаптации к условиям окружающей среды.

Под восприимчивостью бизнеса стала пониматься его способность реагировать на социальное давление.

В соответствии с данным подходом компании должны иметь элементарное представление о той среде, в которой они функционируют для того, чтобы иметь возможность адаптироваться к ней. Следовательно, бизнесу тем легче адаптироваться к внешней среде, чем она проще.

В последнее десятилетие ХХ века свое развитие получил интегрированный подход КСО. Он предполагал, что социальная активность бизнеса и благотворительная деятельность компаний должны в все большей мере концентрироваться вокруг какой-либо определенной области, непосредственно связанной с основные направлением ее деятельности.

Иначе интегрированный подход КСО принято называть подходом, основанным на социально значимых направлениях деятельности. Его главным достоинством считается смягчение противоречий между обществом и интересами бизнеса, для чего в ход идет весь набор доступных компании инструментов. Реализация социальных программ более не считается нерациональной тратой средств.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис