Корпоративное управление на международном уровне
Корпоративное управление представляет собой систему управленческих отношений, формирующихся между участниками корпоративных отношений, которая нацелена на получение синергетического эффекта в части достижения поставленных целей как от их совместной деятельности, так и от их взаимоотношений с внешними контрагентами.
В более узком смысле под корпоративным управлением принято понимать форму взаимоотношений между собственниками акционерного капитала, менеджментом и иными группами заинтересованных лиц.
Его сущность заключается в обеспечении баланса интересов между различными группами стейкхолдеров. Особая роль при этом отводится соблюдению интересов акционеров и обеспечению подотчётности менеджмента. На международном уровне высокой степенью развития отличается информационная прозрачность корпоративного бизнеса и его социальная ответственность.
Субъектами корпоративного управления являются органы управления корпорацией:
- мажоритарные и миноритарные акционеры;
- одноуровневый и двухуровневый совет директоров;
- высший менеджмент.
В роли объектов его воздействия выступают отношения между субъектами корпоративных отношений.
Международные модели корпоративного управления
Как показывает практика, единой системы корпоративного управления, в равной степени подходящей для всех стран, не существует. В каждой стране она приобретается свои специфические черты и особенности.
В настоящее время принято выделять три базовых модели корпоративного управления. Их обобщённая характеристика представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Англо-американская модель характерна для таких стран, как Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия и Австралия. Она отличается высокой степенью распыления акционерного капитала, что означает наличие множества мелких акционеров, в связи с чем, предопределяющая роль в ней отводится вопросам контроля и управления.
Германская модель, получившая широкое распространение в скандинавских странах, таких как:
- Германия;
- Австрия;
- Нидерланды;
- Норвегия;
- Швейцария.
Ее главной особенностью считается высокая степень участия сотрудников в управлении корпорацией.
Модель корпоративного управления Японии отличается развитой практикой перекрестного владения акционерным капиталом и высокой степенью концентрации среди средних и крупных акционеров, включая банки.
В России существует своя система корпоративного управления.
Международные принципы корпоративного управления
Мировая практика корпоративного управления закреплена в принципах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Впервые они были приняты в 1999 году и впоследствии пересматривались два раза (в 2004 и 2014-2015 гг.).
Основополагающие принципы корпоративного управления ОЭСР отражены на рисунке 2. В их основу положено понимание о том, что неотъемлемой основой эффективности корпоративного управления являются: соблюдение прав собственников, подотчетность менеджмента и надзор совета директоров, высокий уровень траспарентности и соблюдение ключевых интересов стейкхолдеров.
Рисунок 2. Укрупненные группы принципов корпоративного управления ОЭСР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно представленным принципам, предполагается, что структура корпоративного управления должна быть выстроена таким образом, чтобы способствовать прозрачности и справедливости рынков, а также обеспечению и эффективному распределению ресурсов. В то же время она должна соответствовать требованиям закона.
Вторая группа принципов ориентирована на сферу прав собственников. Считается, что структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, справедливое и равное отношение ко всем их них. У всех собственников акционерного капитала должна быть возможность получения эффективного возмещения вреда за нарушение своих прав.
Третья группа принципов сфокусирована на институциональных инвесторах, рынках ценных бумаг и иных посредниках. Механизмы их функционирования должны способствовать развитию надлежащего корпоративного управления. В целях обеспечения его эффективности должна быть разработана регуляторная и правовая инфраструктура, при этом необходимо учитывать условия ее функционирования. Выдвигается запрет на манипулирование рынком.
Четвертая группа принципов акцент делает на роли, которую играют в корпоративном управлении заинтересованные лица. В частности, речь идет о признании их прав, предусмотренных законом или многосторонними соглашениями, а также стимулировании активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в свете создания благосостояния, рабочих мест и финансово устойчивых предприятий.
Пятая группа принципов связана с прозрачностью и раскрытием информации корпоративными структурами. Основное требование сводится к необходимости своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией. Каналы распространения информации должны обеспечивать своевременный, равноправный и не связанный с чрезмерными расходами доступ пользователей к необходимой информации.
Шестая группа принципов раскрывает требования и рекомендации, предъявляемые к совету директоров. Считается, что структура корпоративного управления должна способствовать обеспечению стратегического руководства бизнесов, обеспечивая подотчетность совета директоров перед корпорацией и собственниками акционерного капитала, а также создавая механизмы эффективного контроля за менеджментом со стороны совета директоров.
Представленные принципы не являются обязательными к исполнению и, скорее, выступают в качестве рекомендаций. Их задача сводится к определению целей и предложению способов их достижения.