Для того, чтобы разобраться в сущности корпоративного управления, необходимо четко понимать, что из себя представляет корпорация, каковы ее характерные черты и особенности.
Корпорация представляет собой особую форму организации предпринимательской деятельности, наиболее распространенную в странах с развитой рыночной экономикой, сопряженную с созданием определенного юридического лица.
Особенностями корпоративных форм хозяйствования выступают:
Согласно действующему в России законодательству под корпорациями следует понимать юридических лиц, участники которых обладают правом членства в них и осуществляют формирование их высшего органа.
Корпоративное образование – это всегда сложная иерархическая структура, которая требует регулярных управленческих воздействий. Применительно к корпорациям такие воздействия приобретают две основных формы – корпоративный менеджмент и корпоративное управление.
Первое связано непосредственно с управлением бизнесом и его развитием. Второе же ориентировано непосредственно на налаживание механизмов, обеспечивающих подотчетность и баланс интересов всех участников корпоративных отношений.
Участники корпоративных отношений – физические и юридические лица, заинтересованные в деятельности корпорации, ее стейкхолдеры.
Перечень участников корпоративных отношений весьма обширен (рисунок 1).
Рисунок 1. Участники корпоративных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все участники корпоративных отношений предъявляют к корпорациям определенные требования и ожидания, которые зачастую несопоставимы между собой. Именно поэтому особая роль в управления корпоративными структурами отводится развитию и совершенствованию практики корпоративного управления.
Корпоративное управление представляет собой целый комплекс правил, способствующих преемственности обеспечения корпоративных интересов, находящих свое отражение в корпоративном контроле. Технически оно может быть сведено к трем составляющим:
Основной целью корпоративного управления выступает обеспечение баланса интересов между акционерами, менеджментом и иными группами стейкхолдеров.
Его задачи сводятся к двум базовым направлениям. Первое связано с построением системы эффективного принятия управленческих решений, а второе непосредственно нацелено на выстраивание эффективной системы контроля.
В соответствии с международным подходом Мирового банка в состав корпоративного управления следует включать три базовых компонента (рисунок 2).
Рисунок 2. Базовые компоненты корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Совокупность представленных выше компонентов позволяет обществу привлекать финансовые и кадровые ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и накапливать долгосрочную экономическую стоимость посредством роста стоимости акционерного капитала, соблюдая при этом интересы акционеров и общества в целом.
Структура корпоративного управления определяется наличием субъектов и объектов управленческих воздействий.
К числу первых относятся органы управления корпорацией: акционеры, совет директоров, генеральный директор, менеджеры. В роли вторых выступают структура собственности, права акционеров, структура и эффективность работы совета директоров, прозрачность раскрытия информации и аудит – иначе говоря, отношения, возникающие между субъектами корпоративного управления.
Таким образом, основными структурными компонентами корпоративного управления выступают:
Общий механизм организации корпоративного управления довольно прост.
Высшим органом управления считается общее собрание акционеров. На нем собственники компании (ее акционеры) на основе принципа выборности формируют состав совета директоров, который впоследствии и представляет их интересы. Его члены (директора) посредством голосования принимают решения по ключевым вопросам деятельности акционерного общества и отчитываются за результаты своей деятельности перед акционерами. Необходимым условием обеспечения эффективности корпоративного управления выступает соблюдение прав акционеров и прозрачность принимаемых ими решений.
Корпорация принимает на себя бухгалтерские стандарты производства информации, необходимой совету директоров, управленцам, собственникам и иным группам стейкхолдеров, а также стремится к развитию практики социальной ответственности. Более того, она обязуется обеспечивать доступ к этой информации для заинтересованных лиц.
Структурные элементы корпоративного управления должны быть сформированы таким образом, чтобы обеспечить реализацию его базовых функций.
Корпоративное управление играет важную роль в существовании и развитии корпоративных институтов. Его базовой функцией считается обеспечение функционирования корпорации в интересах собственников, которые предоставляют компании финансовые ресурсы.
Кроме того, эффективное построение системы корпоративного управления способно обеспечить устойчивость развития корпорации в условиях минимизации конфликтов среди участников корпоративных отношений и максимизации степени удовлетворения их интересов и достижения индивидуальных корпоративных целей.
Считается, что в основу формирования структуры корпоративного управления должны быть заложены его принципы, определенные международной и национальной практиков функционирования корпоративных институтов. Наиболее важными из них считаются соблюдение равенства прав акционеров, подотчетность, честность, прозрачность и ответственность.
Реализация выше описанных функций и принципов корпоративного управления служит залогом обеспечения баланса интересов участников корпоративных отношений.