Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Инструменты корпоративного управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Система корпоративного управления / Инструменты корпоративного управления

Инструментальная основа корпоративного управления

В настоящее время система корпоративного управления характеризуется наличием множества инструментов его осуществления и контроля.

Замечание 1

Под инструментами корпоративного управления следует понимать механизмы его реализации, мониторинга и контроля.

Для практики корпоративного управления характерно использования множества различных инструментов. Основополагающим критерием классификации инструментов корпоративного управления выступает их характер. Всю их совокупность принято делить на две группы:

  • внешние механизмы;
  • внутренние механизмы.

Первые связаны с внутренними процедурами и механизмами управления корпоративными структурами, а вторые предопределены воздействием внешней среды.

Все они, так или иначе, направлены на обеспечение реализации прав собственности и тесно связаны с формированием соответствующих структур корпоративного контроля. Рассмотрим их содержание более подробно.

Внутренние механизмы корпоративного управления

Внутренние механизмы корпоративного управления в значительной степени обусловлены характером системы его организации. К их числу относится:

  • органы корпоративного управления и процедуры их работы;
  • формирование структуры собственности на акционерный капитал;
  • система вознаграждения менеджмента;
  • участие работников в управлении корпорацией;
  • информационная система управления;
  • система корпоративной безопасности; корпоративная стратегия и пр.

Сюда также относится корпоративная культура и инструменты построения корпоративных отношений, заложенные в соответствующих внутренних документах, таких, например, как Кодекс корпоративного поведения.

Рассмотрим сущность представленных выше инструментов более подробно.

Органы корпоративного управления представляют собой часть внутренней структуры корпорации. В значительной степени именно они формируют саму систему корпоративного управления. В общем виде их система представлена на рисунке 1.

Готовые работы на аналогичную тему

Система органов корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Система органов корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Высшим органом управления корпорацией считается общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью корпоративных структур осуществляет Совет директоров (исключение составляет решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров). В рамках совета директоров нередко формируются специализированные комитеты. На практике чаще всего можно встретить комитет по аудиту и вознаграждениям.

Ответственность за руководство текущей деятельностью корпоративного образования возлагается на Генерального директора или Правление.

Не менее важную роль играет структура акционерного капитала. Особое внимание при этом уделяется защите прав всех акционеров, включая миноритарных.

Большое значение играет система вознаграждения менеджмента и характер участия работников в управлении корпорацией. При этом ценится не только их наличие, но и степень прозрачности.

Внешние механизмы корпоративного управления

Внешние механизмы корпоративного управления представлены тремя базовыми элементами (рисунок 2). С определенной степенью условности к ним также принято относить рейтинги корпоративного управления. Растомим сущность и содержание представленных механизмов более подробно.

Внешние механизмы корпоративного контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Внешние механизмы корпоративного контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из основополагающих инструментов корпоративного управления внешнего характера выступает фондовый рынок

Определение 1

Фондовый рынок – это часть финансового рынка, предметом купли-продажи которой выступают ценные бумаги.

Сущность данного механизма сводится к тому, что собственники компании (акционеры), разочаровавшиеся в результатах деятельности корпорации, имеют возможность свободно продать принадлежащие им акции, удостоверяющие право собственности на акционерный капитал компании.

В тех случаях, если подобные продажи начинаю приобретать массовый характер, курсовая стоимость акций компании падает, что позволяет другим компания скупить их большую часть, обращающуюся на рынке. В результате новые собственники получают большинство голосов на собрании акционеров. Таким образом, они имеют возможность произвести замену старых управляющих на новых, которые будут способны полностью реализовать потенциал корпорации.

Вторым основополагающим внешним инструментом корпоративного управления выступает рынок корпоративного контроля. Его сущность сводится к тому, что акционеры вместо активного участия в надзоре за менеджментом корпорации возлагают эту функцию на другие компании, выступающие в роли потенциальных покупателей акций корпорации.

Согласно традиционному подходу принято различать два основных вида сделок рынка корпоративного контроля – слияние и поглощение.

Слияние предполагает реорганизацию двух и более юридических лиц, в результате которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу.

Поглощение имеет место быть в тех случаях, когда одна компания устанавливает контроль над другой, а управление последней часто связано с приобретением полного или частичного права собственности без образования единой компании.

Для того, чтобы не стать мишенью поглощения корпорации (даже те, которые характеризуется отсутствием надзора за деятельностью менеджмента) вынуждены добиваться высокого уровня курсовых цен на свои акции, что неизменно сопряжено с принятием управленческих решений и реализацией действий в интересах собственников.

Третьим базовым механизмов корпоративного правления со стороны внешней среды выступает угроза банкротства корпорации, которая появляется при ведении ошибочной политике менеджеров. Сущность данного механизма заключается в финансовом оздоровлении корпорации в целях недопущения ее банкротства, а также повышении общей эффективности ее деятельности.

Рейтинги корпоративного управления представляют собой механизм оценки его уровня. Их результаты, публикуемые ведущими рейтинговыми агентствами, могут быть интересны широкому кругу лиц.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис