Управленческий риск – это характеристика управленческой деятельности, которая осуществляется в ситуации определенной степени неопределенности по следующим причинам: недостаточность информации, выбор менеджером альтернативы решения, связанного с высокой вероятностью неблагоприятных условий реализации.
Характеристика управленческих рисков
Практика менеджмента подразумевает использование следующих характеристик риска:
- размер вероятных потерь или величина ожидаемых дополнительных доходов как результат функционирования риск-ситуации;
- риск-вероятность — степень влияния источника риска, которая принимает значения от 0 до 1 (нижняя и верхняя граница вероятности);
- уровень риска — соотношение величины потерь к расходам на подготовку и осуществление рискового решения, принимает значение от 0 до 1, причем выше единицы риск считается не оправданным;
- величина риска — качественная характеристика степени риска и вероятности его появления. Степень вероятности может быть высокой, средней, низкой и нулевой;
- приемлемость - вероятность того, что потери от риска будут ниже определенного уровня (рубежа);
- правомерность — вероятность риска соответствует пределам нормативного уровня для конкретной сферы деятельности, которые нельзя превышать без правонарушения.
Алгоритм оценки управленческих рисков
Перед анализом рисковой ситуации и обоснования решений, прежде всего, необходимо установить, какой вид риска ожидается в процессе управления. Почти всегда данную проблему можно решить, используя методологическую систематизацию рисков и их классификацию, отражающая многофакторность самого понятия «риск».
К внешним факторам, представляющим собой источники риска для современной организации, можно назвать:
- кризисные явления в социально-экономическом развитии страны и ее отдельных регионов;
- рыночные факторы, которые обусловлены нарушением стабильности или трудностью формирования связи с потребителем или поставщиком, проблемами в обеспечении трудовыми, финансовыми, материальными и прочими ресурсами.
Внутренними признаками выделения риска являются особенности рисковой деятельности по отдельным ее функциям: производство, финансы, маркетинг и пр. Важнейшим признаком для оценки рисков является и их содержание: экономические, социальные, организационные, правовые, инновационные и пр. Наиболее распространенными последствиями реализации риск-решений можно назвать социальные, экологические и политические риски.
Факторы взаимодействия или интеграционные факторы, характерные для менеджмента, подразумевают, что управление риском – это процесс обнаружения источников риска, выявления вероятности его появления при осуществлении производственного процесса и воздействия на результаты и последствия деятельности организации в целом.
Используя средства управления, руководитель рискует в процессе, выбора целей и стратегии развития, разработки системы мотивации персонала и других средств управления. Существенная доля риска скрыта в процессе выбора критериев и методов измерения, оценки вероятности и величины риска, к примеру при проведении экспертиз, исследовании данных статистики или установлении коэффициента дисконтирования для приведения стоимости будущего потока к текущему времени.
Такая логика формирования риска дает возможность оценивать каждый риск более системно, что чрезвычайно важно в антикризисном менеджменте.
Управленческий риск приводит к стратегическим и оперативным потерям или приобретениям в деятельности организации.
Позитивное воздействие управленческих рисков воспринимается всеми работниками как нечто само собой разумеющееся, а отрицательное - раздражает руководителей, вызывая желание не допускать подобные риски в будущем.