Прогноз и прогнозирование
Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогноза при осуществлении деятельности предприятия. Прогнозы могут приниматься и на макро-уровне (регион, отрасль, государство).
Прогноз является научно-обоснованным суждением возможного состояния объекта на перспективу (будущее) и альтернативные пути и сроки его существования.
Общими источникам неопределенности в процессе прогнозирования могут быть:
- Невозможность учесть все взаимодействия, с помощью которых можно определить эволюцию объектов. При мысленном выделении объекта, происходит его неизбежное упрощение, поскольку обрывается основная часть его причинно-следственных связей с окружающим миром. Расчет может быть произведен лишь до какого-либо предела, так как цепочки связи могут уходить в бесконечность.
- Неполные и неточные знания об общественных и природных законах, научные законы только отражают уровень достигнутых знаний и являются относительными. Любая теория изначально содержит неопределенность.
- Неоднозначные причинно-следственные связи, проявляющиеся в том, что одна и та же причина может повлечь за собой разные последствия.
- Мера и граница прогноза в процессе прогнозирования социально-экономических процессов. Опираясь на закон диалектики (переход количественных изменений в качественные), можно сказать, что надежные прогнозы вероятны лишь в границах действия закона, но в рамках рассматриваемого качества.
Задачи и источники информации при прогнозировании
Важнейшей сферой прогнозирования на любом предприятии является прогнозирование качества и затрат, если опираться на это, то можно выделить следующие основные задачи прогнозирования:
- Разработать прогноз рыночных потребностей для каждого конкретного вида потребительской стоимости, опираясь на результаты маркетинговых исследований;
- Выявить основные экономические, социальные и научно-технические тенденции, которые оказывают воздействие на потребности в тех или других типах полезного эффекта;
- Выбрать показатели, которые оказывают значительное воздействие на величину полезного эффекта прогнозируемого товара при рыночных условиях;
- Выбрать методы прогнозирования и период упреждения прогнозов;
- Прогнозировать показатели качества нового товара во временном интервале, при учете воздействующих на него факторов;
- Спрогнозировать организационно-технический уровень производства на соответствующих стадиях жизненного цикла товара;
- Оптимизировать прогнозные показатели качества в соответствии с критерием максимального полезного эффекта при минимальном размере совокупных затрат за весь жизненный цикл товара;
- Обосновать экономическую целесообразность и разработать новый (повысить качество старого) товар и эффект выпуска в соответствии с ресурсами и приоритетами в наличии.
Основными источниками исходной информации при прогнозировании можно назвать:
- Статистическую, финансово-бухгалтерскую и оперативную отчетность организации (предприятия);
- Научно-техническую документацию по результатам выполнения научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, включая обзор, проспект и прочую информацию из сферы развития науки и техники в государстве и заграницей;
- Патенты и лицензионную документацию,
В соответствии с назначением и характером функционирования всю информацию можно разделить на:
- научно-техническая,
- технико-экономическая информация,
- справочно-нормативная,
- информация прогнозной ситуации,
- информация обратной связи.