Задачи планирования
Задачи планировании в достаточной степени зависят от различия между действиями, которые носят постоянный характер. Хотя планирование - это непрерывный процесс, который повторяется из года в год, есть некоторые основные условия, которые являются более или менее постоянными и не изменяются существенно в каждом цикле планирования. Объектами планирования можно считать структурные условия фирмы: видение компании, инфраструктуры управления, корпоративной культуры, управления ключевого персонала и миссии бизнеса.
В то же время существуют три основные задачи, которые необходимо отрегулировать и проверить каждый цикл планирования: формулирование целей, разработка действий, бюджетирования.
Планирование вносит весомый вклад в улучшение понимания целей управления и решения. Среди наиболее выдающихся преимуществ задач планирования являются следующие:
- Процесс планирования помогает объединить деятельность корпорации. Начинается процесс с соответствующими определениями видения компании, дальнейшего расширения своей миссии каждого бизнеса и распределения функциональных обязанностей, планирования процесса мобилизации всех ключевых менеджеров и поиска согласованных коллективных целей. Реализуя формальный, систематический процесс, гораздо легче достичь этой интеграции.
- Значительно улучшает структурной организации фирмы. Процесс планирования значительно улучшает разделение фирмы на подразделения, занимающиеся соответственно корпоративной, деловой и функциональной стратегией и их значения в организационной структуре. Этот процесс ориентирован на обретение независимости каждого бизнеса на зарубежных рынках и определяет необходимость горизонтальной или вертикальной интеграции для того, чтобы полностью реализовать потенциал фирмы.
- Процесс планирования является основой долгосрочного мышления в компании. По своей природе задачи управления сильно зависят от огромного количества обязанностей, таким образом, если фирма не занимается стратегическим планированием, менеджеры полностью тратят свое время на решение текущих вопросов. Планирование, безусловно, является определенной последовательностью задач, расширяет видение всех ключевых менеджеров, стимулирует творческий подход к стратегическим направлениям бизнеса.
- Процесс планирования обеспечивает способность эффективно взаимодействовать на всех уровнях. Пожалуй, самый важный атрибут планирования состоит в том, что он позволяет разрабатывать полномочия ключевых фигур компании, улучшая их общее понимание корпоративных целей, и показывает, как достигать этих целей. Другими словами, наиболее важным в процессе планирования является сам процесс. Окончательное содержание, созданный план - это побочный продукт. Коммуникационные усилия, многочисленные межличностные переговоры, потребность в осмыслении и формулировании основных факторов, влияющих на бизнес, необходимость личного участия в поиске конструктивных ответов на жизненно важные вопросы - все это входит в процесс планирования жизненного опыта.
Объект планирования
Объект планирования - определенная деятельность. В разрезе функций менеджмента объектом планирования является совокупность всех направлений бизнес-процессов, происходящих на предприятии.
Одна из опасностей в любой стадии процесса заключается в создании условий перекрытия бюрократического бремени на организацию, которая подавляет творческую силу и способствует потере стоимости первоначальной цели этого процесса. В этом случае сам план не будет иметь никакого смысла, превращаясь в бессмысленные игры с начинкой в цифрах, тем самым сокращая стратегические бдительность, которая является ключом к планированию.
Поддержание актуальности и интереса в процессе планирования, который потребляет время и итерационный процесс, является сложной задачей. Часто на начальных стадиях хорошо продуманный процесс планирования в организации сопровождается возражением, образующим определенную личную приверженность и энтузиазм. В конце концов становится более реальной угроза для бюрократии процесса планирования.
Существуют различные способы, чтобы избежать этой нежелательной ситуации. Одним из таких способов является нефиксирование всех шагов после создания в процессе планирования, а проведение всесторонней и обширной проверки, скажем, каждые пять лет. Между тем, менеджеры должны только слегка модернизировать стратегии и программы.
Другой метод состоит в том, чтобы выборочно определить, например, каждый год планирования этапов, которые заслуживают большего внимания, или из-за изменения внешних условий, или потому что есть внутренние организационные вопросы. Такой подход поможет избежать траты усилий на то, чтобы выполнить задание, которое не требует особого внимания.
Третье - организационные методы предотвращения бюрократии - выбор, который каждый год те, кто занимается планированием, будут уделять достаточно внимания в наступающем году. Возможными темами могут быть: новые технологии в процессе производства, продаж, альтернативных каналов распределения, информационных технологий, качества продукции.
Проблемы реализации задач планирования
Планирование нельзя рассматривать как изолированные деятельности. Скорее, оно является частью многих формальных организационных процессов и систем, которые направлены на то, чтобы способствовать пониманию руководителями организационных проблем в их определении и реализации.
Для организации, которая решает реализовать процесс планирования с помощью отдела планирования, существует определенный риск. Хотя есть и разумные методы, такие как сбор внешней информации, которая является катализатором в процессе планирования. Однако вы должны понимать, что решающую роль в процессе планирования играют линейные программы. Кроме того, создание крупных отделов планирования может иметь тенденцию изолировать процесс планирования от основного потока управленческих решений.
Необходимо отметить, что реальный процесс, посредством которого вырабатывается общая стратегия, растет. Он считает, что в хорошо функционирующих организациях менеджеры постепенно направляют поток действий и событий в направлении стратегии, которая включает в себя многие из принципов формальной стратегии, и топ-менеджеры редко разрабатывают общую стратегию или даже важнейшие направления в формальном планировании цикла корпорации. Вместо этого они используют серия процессов, которые формируют стратегии, в основном, на более высоком уровне, а затем постепенно реализовывают эти стратегии корпорации в целом. Это пошаговая стратегия формирования более разумна, нежели формальное планирование.