Типы структур управления организацией
В качестве организационной структурой предприятия принято понимать организацию отдельных подразделений компании, а также их взаимосвязи.
Всё это определено поставленными целями, которые распределяются на её подразделения. Сама организационная структура должна предусматривать распределение полномочий и функций между руководящими должностями предприятия, которые несут ответственность за деятельность отдельных структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Современная теория менеджмента выделяет два основных типа управления предприятием, это бюрократический и органический.
Каждый из этих типов управления имеет присущие только ему, характерные черты, благодаря которым имеют вполне определённые сферы и перспективы применения.
Понятия бюрократической теории управления
Ключевыми понятиями бюрократической теории управления являются:
- использование квалифицированных специалистов на каждой из должностей, а также чёткое разделение труда между ними;
- наличие правил, принципов и норм, призванных обеспечить однородность выполнения своих задач персоналом;
- иерархичность управления с чёткой вертикальной ориентацией;
- дух формальной обезличенности;
- прием на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями к должности, исключающими субъективную оценку.
Бюрократическая теория управления доказала свою жизнеспособность. Особое распространение она получила в средних и крупных компаниях, так как позволяет скооперировать и скоординировать работу больших групп людей.
Органическая структура управления организацией
Органические структуры имеют более низко выраженную зависимость от правил, а следовательно, и более высокую гибкость. В качестве базы для работы в них принимается групповая организация труда. Органические структуры управления должны обеспечивать выполнение следующих положений:
- выбор и принятие решений на основе обсуждения;
- в обсуждениях проблем особое внимание уделяется доверие, убеждение, работа на единую цель;
- главными факторами являются миссия и стратегия предприятия;
- правила существуют в виде принципов, а не чётких установок;
- работа распределяется в зависимости от характера решаемой проблемы;
- постоянная готовность к проведению необходимых изменений;
- творческий подход к работе.
К разновидностям органических структур управления относятся различные проектные структуры, программно-целевые, бригадные, кросс-функциональные. Внедрение подобных структур требует, также, изменений во взаимоотношениях между различными подразделениями организации. Если, при сохранении систем планирования, контроля, распределения и многих иных, не поддержать самомотивационное стремление работников к саморазвитию, то результаты внедрения органических структур управления будут строго отрицательными.
Способность скорой адаптации к воздействиям внешней среды во многом присуща проектным организациям. В них для решения конкретной задачи создаётся отдельная временная структура, занимающаяся выполнением этой задачи. Она включает в себя не столь многочисленную, однако чрезвычайно высококвалифицированную рабочую силу, и наделена широкими полномочиями. По завершении проекта, структура подлежит расформированию, а её члены перераспределению в новые проекты.
По своей сути, бюрократические и органические структуры управления, представляют собой два противоположных полюса. Применение каждой из них возможно в строго определённых условиях.