Понятие коммуникационного менеджмента
Правовые основы коммуникационного менеджмента – это нормативно-правовые акты, регламентирующие и регулирующие деятельность в сфере управления потоками информационного взаимодействия людей, их групп и объединений.
Современное общество многими исследователями характеризуется как информационное. Ни у кого не вызывает сомнений возрастание роли информации как в повседневной жизни, так и в бизнес-среде.
Менеджмент – многоаспектное понятие, в рамках которого выделилось множество направлений:
- инновационный менеджмент,
- финансовый менеджмент,
- производственный менеджмент,
- стратегический менеджмент,
- управление персоналом и т.д.
Разные направления характеризуются разной степенью методической проработанности и научной исследованности. По коммуникационному менеджменту, который касается вопросов установления отношений между руководством организаций и публикой, управления процессами коммуникации между властными структурами и общественностью, исследований сравнительно немного. Это обусловлено такими причинами:
- за рубежом бум интереса к управлению коммуникациями прошел. Утратила дискуссионность и стала «общим местом» необходимость применения широкого арсенала методов и форм работы по управлению информацией, идущей как сверху, так и снизу,
- в России в национальном сознании преобладающими аспектами руководства являются меры принуждения, а не управления и убеждения, поэтому само управление коммуникациями не встречает понимания. В масштабах страны коммуникационные процессы тоже носят стихийный, не скоординированный характер, что связано с отсутствием национальной идеи.
При этом до сих пор не сформулировано однозначного ответа на вопрос, зачем нужно управлять информацией. В качестве результата коммуникационного менеджмента предлагается рассматривать:
- формирование и поддержание коммуникационных связей между организацией и общественностью,
- достижение гармонии через взаимопонимание, основанное на полной информированности и правде,
- содействие улучшению взаимопонимания между организацией и лицами, с которыми она вступает в контакт как в своих рамках (внутренние контакты), так и за их пределами (внешние контакты),
- улучшение «общественного лица» организации,
- выявление и устранение недостоверной информации, слухов и прочих источников недопонимания,
- расширение сферы влияния с использованием рекламы и пропаганды.
Для понимания термина «коммуникационный менеджмент» полезно обратиться к смыслу входящих в него понятий.
Менеджмент – это такое управление, которое позволяет достичь поставленных целей (решить поставленные задачи) рациональным и гуманным способом.
Управление предполагает побуждение окружающих к достижению конкретной цели, а не принуждение к выполнению действий, которые считает правильным лично начальник.
Коммуникации – это человеческое изобретение, порожденное именно человеческими потребностями. Нельзя рассматривать коммуникацию и передачу информации как синонимические понятия.
Под человеческой коммуникацией понимают многогранный процесс, основой которого служит сообщение, содержащее вложенное отправителем содержание.
Коммуникационный процесс неизбежно сопряжен с множеством коллизий. Они обусловлены как помехами и шумами в каналах коммуникации, но и сильным влиянием отношений между людьми.
Правовое регулирование коммуникаций
В российской правовой системе можно выделить ряд нормативно-правовых актов, образующих основу правового регулирования коммуникаций и коммуникационного менеджмента:
Конституция Российской Федерации. В ней определяются такие базовые положения, как:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законными способами;
- запрет на принуждение к выражению мнения или отказу от него,
- запрет на агитацию и пропаганду расовой, национальной, социальной или религиозной вражды,
- гарантия свободы мысли и слова,
- запрет сбора, хранения, использования и распространения сведений о частной жизни людей без их согласия,
- обязательство обеспечивать людям возможности ознакомиться с материалами и документами, непосредственно касающимися его прав и свобод и т.д.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Этот закон посвящен более детальному регулированию отношений, связанных с осуществлением права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также с использованием информационных технологий и обеспечением защиты информации;
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Этот закон определяет понятие массовой информации, средства массовой информации, устанавливает недопустимость применения цензуры и недопустимость злоупотребления свободой, связанной с массовой информацией;
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ устанавливает ответственность за распространение информации, признаваемой экстремистской (в том числе через средства массовой информации);
Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 касается в первую очередь коммуникационного менеджмента органов власти (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления, а также организаций, которые работают с государственной тайной. Относится он и к гражданам и должностным лицам, которые взяли на себя обязательства (или обязаны в соответствии со своим статусом) исполнять режим соблюдения государственной тайны;
Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 N 77-ФЗ устанавливает нормы, касающиеся формирования обязательных экземпляров документов для комплектования национального библиотечно-информационного фонда, а также возможности общественного использования таких обязательных экземпляров;
Постановления Правительства, Приказы Министерства связи и массовых коммуникаций и других отраслевых ведомств и уполномоченных органов.