Данный тип организации – это, по сути, комбинация всех рассмотренных выше типов. Также организацию, ориентированную на рынок, называют движимой рынком.
Организация, движимая рынком характеризуется быстрой адаптацией к изменениям условий внешней среды.
Структура такой организации имеет вид либо дивизиональный, либо матричный.
Естественно, это индивидуалистский тип организации и в отличии от других организаций, эта обхватает рынок всеми элементами организации.
Очевидно, что данные организации возникли в ходе постоянного развития окружающей среды, за которым традиционные структуры просто не поспевали.
Среда функционирования движимой рынком организации
Среда рассматривается в контексте активного и постоянного развития рынков.
Теперь, «массовость» рынка – это не миллион одинаковых заказов, а индивидуальный подход и дифференциация. Благодаря этому, малый бизнес может конкурировать с крупными компаниями, так как основной критерий отбора – это эффективность.
Вместе с рынком развиваются не только компании, но и люди. Они становятся более подготовлены к работе, в них растет желание брать на себя ответственность и принимать решения. Однако, развиваясь люди, ждут и развития компании, если этого не происходит, они уходят в более динамичные предприятия.
В постиндустриальном обществе самый ценный ресурс – это информация. Здесь на помощь приходят информационные системы и технологии, которые позволяют каждому находить и использовать необходимую информацию. Обеспечивается свободное движение информационных потоков в организации в любом направлении.
Итак, можно сделать вывод, что сложившиеся условия требует от организации следующее:
- Гибкость;
- Адаптивность;
- Инновационность.
Как же на это реагируют компании? Усиливается сегментация по рынкам, продукт изменяется и приспосабливается под требования потребителя, информационные потоки перемещаются все быстрее, в организационные структуры обретают сетевой характер. Главный ресурс предприятия – это система управления. В ее основе лежит стремление сблизить тех кто принимает решения, с теми кто покупает. Конечно, такая организация, оказывает влияние на количество уровней управления – а именно их сокращение.
В корпоративной культуре главное место отводится коллективной и групповой работе, а рабочая атмосфера строится на доверии и взаимоуважении.
Структура организации, движимой рынком
Развитие указанных тенденций меняет структуру рыночно ориентированной организации в следующих направлениях. Связи в структуре организации формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем (процессы), а не отношений между функциями (рис. 1).
Рисунок 1 – Формирование связей в организации
Как мы уже знаем, организация проектируется под требования потребителя, что порождает отдельные автономные группы, которые обладают статусом «центра прибыли» или бизнес-группы (рис.2).
Дифференцирование организации на основе органического подхода">
Рисунок 2 – Дифференцирование организации на основе органического подхода
Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного за ними процесса образуется, таким образом (рис.3):
Рисунок 3 – Последовательность образования функциональных групп
Построение организационной структуры ориентированной на рынок может начаться с создания центра ключевых функций, определяющих положение компании на рынке, на верхнем уровне управления.
Так, в IBM (рис. 4) на уровне главного офиса были сосредоточены функции, связанные с общим развитием компании: исследования и разработки, финансы, персонал, информационные системы.
Рисунок 4 – Схема структуры компании ИБМ
На следующем уровне организации, как правило, децентрализуются производственные операции. С конца 1985 г. вместо имевшейся ранее «продуктизации» в ИБМ была проведена регионализация структуры корпорации. В результате этого в компании была осуществлена децентрализация производства на уровне «континентов».
На нижнем уровне организация группируется по продуктовому или географическому принципам с созданием на этой основе центров прибыли.
Центром внимания в организации ориентированной на рынок является распределение прав и ответственностей. Высшее руководство обладает таким количеством прав, какого достаточно для организации эффективной работы. Ограниченность прав высшего руководства сочетается с автономностью рабочих групп и отделов. За счет более тесной связи с потребителем, сокращаются временные затраты на принятие и согласование решений.
Основная задача высшего уровня управления – это создание общей политики и правил ведения деятельности, создании корпоративной культуры, контроль результатов работы.
Основа организации ориентированной на рынок – это доверие и взаимоуважение.
Чтобы перейти к организации рыночного типа, необходимо начинать изменения с верхних уровней управления. В данном случае, руководство – это пример и его обязанность – вдохновить остальных работников и предотвратить сопротивление изменениям. С момента принятия решения об изменении, корпоративная культура фокусируется на трех вещах:
- рабочие группы;
- риск;
- доверие.
Изменения производятся постепенно, а обучение по принципу: руководитель обучает подчиненного. Таким образом, изменения спускаются от руководства до рабочих.
Важно не упустить тот факт, что параллельно должны проводится работы по разработке новой системы планирования, контроля и стимулирования. Логическим завершением изменений становится развитие информационной системы и создание общей базы данных предприятия со свободным доступом для каждого члена организации.