Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Органический тип организации

Органические, или адаптивные, структуры управления стали развиваться, когда, с одной стороны, развитие международного рынка резко обострило конкуренцию среди предприятий и потребовало от них высокой эффективности, качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, а, с другой стороны, очевидной стала неспособность структур бюрократического типа соответствовать этим условиям. Главное свойство структур органического типа – это их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменениям внешних условий. Разновидностями структур данного типа являются проектные, матричные, бригадные формы структуры.

Бригадная структура управления

Основой данной структуры - организация работ по рабочим группам - бригадам. Основные принципы этой организации управления:

  • автономность работы рабочих групп (бригад);
  • самостоятельность принятия решений рабочими группами и горизонтальная координация деятельности;
  • отказ от жестких управленческих связей бюрократического типа в пользу гибких связей;
  • привлечение для решения задач сотрудников различных подразделений.

В организации, построенной на базе этих принципов, могут сохраняться функциональные подразделения (рис. 1), так и отсутствовать (рис. 2). На рис. 1. – кросс- функциональной форме работник находится под двойным подчинением — административным (руководителю подразделения, в котором он работает) и функциональным (руководителю рабочей группы, в которую он входит). На рис.2 функциональные подразделения отсутствуют как таковые; эту организацию называют бригадной.

Кросс-функциональная организационная структура

Рис. 1. Кросс-функциональная организационная структура

Бригадная структура организации, состоящей из рабочих групп

«Органический тип организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рис. 2. Бригадная структура организации, состоящей из рабочих групп

Преимуществами бригадной (кросс-функциональной) структуры управления являются следующие:

  • сокращение аппарата управления, рост эффективности управления;
  • гибкость использования кадров и их знаний;
  • возможность использования эффективных методов управления и планирования;
  • работа в группе создает условия для самосовершенствования;
  • снижается потребность в работниках широкого профиля.

Недостатками бригадной (кросс-функциональной) структуры являются:

  • сложность взаимодействия;
  • затрудненная координация работ отдельных рабочих групп;
  • высокая ответственность и квалификация персонала;
  • завышенные требования к коммуникациям.
Вывод

Итак, эта форма организационной структуры эффективна для организаций с высокой квалификацией специалистов при их хорошем техническом оснащении.

Проектная структура управления

Основной принцип построения проектной структуры – это концепция проекта, или любого целенаправленного изменения в системе. Деятельность фирмы рассматривается как совокупность реализуемых проектов, для каждого из которых зафиксировано начало и окончание. Под каждый из проектов выделяются ресурсы, распоряжается которыми руководитель проекта. Каждый из проектов имеет свою структуру, и управление проектом заключается в определении его целей, формировании структуры, планировании и организации работ, координации действий исполнителей. Когда проект выполнен, его структура распадается, компоненты ее, включая сотрудников, переходят в другой проект или же увольняются. Преимуществами структуры управления по проектам является ее высокая гибкость, а также сокращение численности управленческих кадров по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатками структуры управления по проектам являются:

  • высокие требования к квалификации, деловым и личным качествам руководителей проекта, которые должны не только управлять стадиями жизненно цикла проекта, но и учитывать в сети проектов фирмы место проекта;
  • дробление между проектами ресурсов;
  • сложность взаимодействия значительного количества проектов в компании;
  • усложнение процесса организационного развития как единого целого.

Матричные (программно-целевые) структуры управления

Данная структура – это сетевая структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны — непосредственному руководителю службы, которая предоставляет персонал и помощь руководителю проекта, а с другой — руководителю проекта или целевой программы, который наделяется необходимыми полномочиями для осуществления управления. При этой организации руководитель проекта может взаимодействовать с двумя группами подчиненных: постоянными членами проектной группы и прочими работниками функциональных отделов, подчиняющихся ему временно и по ограниченному перечню вопросов. При этом должно сохраняться подчинение их непосредственным руководителям подразделений. Для деятельности, имеющей явно обозначенное начало и окончание, формируют проект для постоянной деятельности — целевые программы.

Преимуществами матричной структуры являются следующие:

  • ориентация на программные или проектные цели и спрос;
  • эффективность текущего управления, перспектива снижения расходов и повышения результативности использования ресурсов;
  • каждая работа оформляется организационно, назначается “хозяин” процесса, служащий центром сосредоточения вопросов, касаемо проекта или целевой программы;
  • относительно автономные проектные группы или программные комитеты способствуют развитию у персонала навыков принятия решений, управленческой культуры;
  • повышение контроля за задачами проекта или целевой программы;
  • более эффективное и гибкое использование персонала организации, их знаний и компетентности;
  • сокращается время реагирования на нужды проекта или программы, поскольку созданы горизонтальные коммуникации и центр принятия решений.

Недостатками матричных структур являются такие, как:

  • трудности в установлении четкой ответственности за работу по заданию подразделений и по заданию проектов или программ (как следствие двойного подчинения);
  • необходимость постоянно контролировать соотношение ресурсов, которые выделяются подразделениям, программам или проектам;
  • высочайшие требования к квалификации, деловым и личным качествам персонала, работающего в группах, необходимость обучения их;
  • частые конфликты между руководителями подразделений и проектов или программ;
  • нарушение стандартов и правил, принятых в функциональных подразделениях, из-за того, сотрудники, участвующие в проекте или программе, оторваны от своих подразделений.
Вывод

Итак, внедрение матричной структуры может дать хороший эффект в организации с высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации персонала, в ином случае возможна дезорганизация управления.

Дата написания статьи: 18.01.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot