Многомерная организация
Если в матричной модели организации основными направлениями измерения были ресурсы и результаты, то при многомерной организации исследуются территория рынок и потребитель. Матричная система представляет собой комбинацию линейно-функциональной и дивизионной модели организационной структуры.
Многомерная организация возникает при создании третьего измерения исследований. Термин многомерной организации ввел в обращение в середине 70-х У. Гоггин, когда занимался описанием корпорации «Доу Корнинг». Многомерная организация графически отображена на рисунке 1.
Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:
- снабжение производства требуемыми материальными ресурсами;
- организация производства под конкретного потребителя, территорию или рынок;
- организация обслуживания определенного потребителя на определенном рынке и территории, а также выполнение соответствующих операций.
Эти автономные группы, как правило, называют центрами прибыли из-за структур выполняемых ими задач. Иногда, эти группы могут представлять собой отдельные компании.
Рисунок 1 – Структура многомерной организации
Многомерные организации сами проектируют бюджет каждого подразделения, задача руководства – это инвестирование средств и выделение займов.
В качестве примера многомерной организации можно привести бригаду «тележечной» сборки на заводе «Вольво». Бригада получает индивидуальный заказ от клиента и самостоятельно планирует бюджет и расход необходимых материалов, после чего запрашивает финансирование у главного офиса. После сборки, бригада также самостоятельно рассчитывается с поставщиками, компанией, работниками и другим посредниками. Те средства что остались, обычно реинвестируются. Преимущества такой организации в том, что клиент и производитель контактируют максимально тесно и это позволяет наиболее полно удовлетворить требования клиента.
Однако многомерные организации очень дорогостоящее решение, так как они требуют:
- найма специалистов и профессионалов;
- эффективной организации связей и операций;
- развитой организационной культуры;
- наличие развитой сети заказчиков и поставщиков;
- развитой инфраструктуры.
Существует и другая схема многомерной организации, которая приведена в книге Р. Акоффа «Планирование будущего корпорации».
Основная идея – это создание каждого подразделения как отдельной организации.
Акофф считает, что многомерная структура применима к любому подразделению независимо от его размеров, и даже считает преимуществом небольшой размер штата подразделения и широкое разнообразие обязанностей руководителя. Такой тип организации позволяет обрести независимость даже мелким подразделениям, территориально удаленным от центрального подразделения. Это позволяет приблизиться к рынку и конечному потребителю и принимать необходимые решения более оперативно.
По мнению Р. Акоффа, многомерные организации обладают следующими преимуществами:
- нет необходимости в глобальной реорганизации имеющихся структур. Все ресурсы перераспределяются руководством организации;
- создание, ликвидация, модификация одного подразделения не оказывает сильного влияния на остальные;
- роль руководства остается ведущей, а делегирование полномочий развивается;
- контроль работы каждого образование осуществляется на основе критерия прибыли, что исключает имитирование занятости и распространения бюрократии. Прибыль - источник развития бизнеса, а цель – развитие многомерной организации и ее участников.
Предпринимательская организация
Быстро и постоянно развивающаяся окружающая среда способствовала созданию нового типа организации – предпринимательской организации.
Такие организации появились в ходе поиска возможностей создания устойчивых и постоянных экономических ценностей. Основным толчком к этому была необходимость повышения уровня мотивации работников к осознанию ответственности за создание экономических ценностей.
Также данные структуры были созданы для поиска баланса между выгодами и рисками, которые могут получить и разделить отдельные лица или группы лиц.
Предпринимательские структуры, не следует приравнивать к малому бизнесу, открытию бизнеса, инвестиционным проектам и способам быстрого обогащения. Предпринимательские организации не имеют связи ни с размером бизнеса, ни с какой-то определенной отраслью, ни с территорией или культурой.
Основной ориентир предпринимательских организаций – это рост.
Опорой таких организаций являются не контролируемые ресурсы, а возможности. Реализация этих возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Контроль за ресурсами носит обычно опосредованный характер (аренда, займ и т.п.).
Преимуществом предпринимательской организации является малое количество иерархических уровней, что обеспечивает соответствующую гибкость системы. Также система характеризуется сетевым построением модели организационной структуры. Основным критерием оценки деятельности является эффективностью. Главным источником мотивации считают поиск возможностей и достижение результата.
Базисом для построения предпринимательской организационной структуры называют индивидуальную инициативу, а не координацию, как в обычных организационных структурах.
Развитие организации ведется по различным направлениям, и индивидуальная компетентность преобладает над организационной. Ключ к успеху организации это – группы людей или отдельные члены организации и уровень их квалификации.
Структура рассматриваемой организации представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура предпринимательской организации
Структура предпринимательской организации имеет вил перевернутой пирамиды, где основание – это руководство организации, в отличие от традиционных структур, где руководство находится на верху пирамиды, также изменяется набор функций руководства. Основная функция руководства в предпринимательской организации – это поддержка усилий работников, приносящих вклад в развитие бизнеса.
Следующий снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них — это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т.д.). Задача этого блока — обеспечение ресурсами усилий работников, делающих бизнес.
Второй блок — это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес.
Третий блок состоит из консультантов, а точнее бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес.
На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Эти ячейки на деле являются небольшими автономными группами работников, объединенных по критерию бизнеса, который они делают. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами, или компаниями.
Такое структурное построение предпринимательской организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований. При этом осуществляется максимально возможное делегирование прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес. Резко повышается мотивированность людей и эффективность их работы.