Новизна понятия организационной культуры
Понятие культуры имеет обширную и продолжительную историю, но его применение к организации стало осуществляться относительно недавно – около 70 лет назад. Стимулом для появления термина «организационная культура» стали исследования различных специалистов в области менеджмента, психологии, социологии и других социальных наук в $XX$ веке. Различные эксперименты и теоретические изыскания привели к укреплению понятия в сознании профессиональных менеджеров.
Вторая половина $XX$ века ознаменована различными отношениями менеджеров к понятию организационной культуры. Некоторые управленцы рассматривали организационную культуру как причину неудач, другие считали, что ею невозможно управлять, а третьи предпринимали попытки использовать ее в качестве источника ресурсов.
Середина 1930-х годов – время, когда сближались различные теории управления организацией. В этот период рос интерес к сущности культуры организации, появлялись различные теории о содержании и развитии организационной культуры.
Необходимо заметить, что ключевые вопросы, связанные с культурой организации, не являются новыми для социальных наук. Существует множество различных публикаций и исследований на тему изучения организационной культуры, но лишь немногие из них содержат новое научное знание. Значительная часть исследований посвящена решению практических задач, анализу моделей поведения человека в организации и другим вопросам, объединенным понятием организационной культуры.
Доказательство существования культуры организации
Одна из версий гласит, что понятие «организационная культура» появилось в 1920-е гг. в СССР. Оно было предложено советским ученым А. Гастевым, который рассматривал производительность труда через призму трудовой культуры человека. Через несколько лет эксперименты Э. Мэйо в Western Electric доказали, что на поведение сотрудников оказывают влияние не только физические факторы. Именно эти эксперименты принято считать пусковым механизмом интереса к организационной культуре как объекту для исследования.
Концептуальное определение организационной культуры и теоретические разработки в данной области продолжили Ч. Барнард и Г. Саймон в конце 1930-х гг, исследуя понятие «организационной морали». Позднее другие специалисты доказали в своих исследованиях эффективность предложенной У. Демингом концепции «философии сотрудничества».
Эмпирические исследования касательно организационной культуры впервые были проведены М. Далтоном в 1950-х гг. Результаты этих и других подобных исследований подтвердили существование внутри организации особой сущности, которая способна оказывать влияние на поведение сотрудников.
Изучение организационной культуры
После эмпирически полученных доказательств существования организационной культуры акцент в исследованиях переместился на изучение ее роли, особенностей и факторов влияния. Об этом свидетельствует такие труды, как работа Д. Хэмптона и Х. Трайса, опубликованная в конце 1960-х гг.
Следующим уровнем исследований становится доказательство взаимосвязи между рыночным успехом организации и характеристиками ее организационной культуры. Уже в начале 1980-х гг. несколько специалистов на примере крупнейших корпораций США продемонстрировали преимущества компаний с развитой корпоративной культурой.
Одновременно с этими исследованиями сфера менеджмента постепенно отказывается от таких корпоративных ценностей, как дисциплина, иерархия, централизация. На смену им приходит коллективизм, ориентация на потребности, творчество и раскрытие личности. Это способствует появлению серьезных теоретических обоснований необходимости существования организационной культуры и управления ею. Основоположником комплексного подхода к понятию организационной культуры принято считать Т. Парсонса.