Представление об организационной культуре
Организационная культура представляет собой комплекс юридических норм и общепринятых правил, действующих в рамках организационной деятельности. Руководитель и коллектив определяют данные правила. Рассмотрим практический пример.
Руководитель владеет предприятием по формированию бухгалтерских и финансовых отчетов. В рамках профессиональной деятельности сотрудники должны соблюдать деловой этикет и стиль, нормы общения и правила поведения. Уровень образования каждого работника данной фирмы должен быть не ниже высшего профессионального образования. Таким образом, руководитель отсеивает персонал, который ему не подходит по одному или нескольким параметрам.
Организационная культура регулируется как общепринятыми нормами и правилами, так и неформальными ограничениями. Неформальные ограничения создаются внутри коллектива и поддерживаются коллегиально. Рассмотрим практический пример.
Коллектив и руководитель небольшой пекарни поддерживают принципы здорового образа жизни. Они коллективно занимаются спортом, ограничивают курение и алкоголь, ходят на тренировки вместе. В коллективе появляется новый сотрудник, который не может отказать себе в курении. Специально для него было создано правило, подтверждающие что сотрудники склонные к курению, но не поддающиеся пагубной привычке в рабочее время, получают небольшую стимулирующую прибавку.
Данный пример показывает, что сотрудник, который отличается от других коллег может либо принять правила общей игры либо предложить свои правила. Чаще всего, коллектив пересиливает одинокого сотрудника и склоняет его к необходимому поведению.
Состав формальной организационной культуры
- Указы руководителя
- Распоряжения менеджеров среднего звена
- Должностная инструкция сотрудника
- Устав предприятия
- Нормы и правила формального поведения
- Правила делового этикета
- Форма одежды или спецодежда
- Законы и законодательные акты
- Этика делового общения
- Нормы делового общения и этикета
Необходимость формальной организационной культуры
Формальная организационная культура формирует представление о предприятии в глазах конкурентов, клиентов, поставщиков. Каждый сотрудник должен обладать знаниями о поведении в различных ситуациях. Приведем небольшой практический пример.
Сотрудники известного российского банка носят форму с логотипами банка. Форма представлена в корпоративных цветах. Рабочее место оформлено в стиле корпоративного этикета. У каждого сотрудника существует набор приветственных клише и клише для общения с клиентом. Сотрудник не имеет права в процессе работы проявлять негативные эмоции по отношению к клиенту, а также выходить за рамки общепринятого корпоративного общения.
Отдых сотрудников продуман и хорошо организован. Фотоотчет о каждом совместном мероприятии выкладывается на сайте банка. Это является элементом формальной организационной культуры. Новые сотрудники будут смотреть на фотографии и успешных коллег, и работать эффективно. Формальная культура необходима для эффективной работы. Чем более сложены действия сотрудников, тем меньше ошибок они могут сделать в процессе работы. Эффективный руководитель использует этот инструмент для развития предприятия и обучения коллектива.
Новым сотрудникам не придется много думать о последствиях и принимать необдуманные решения. Руководитель уже приготовил для них ответы на самые распространенные вопросы клиента. Один из наиболее существенных недостатков данной формы организационной культуры – полное исключение творчества и пространственного мышления сотрудника. Такие качества и особенности личности нельзя искоренять полностью. Иначе работа сотрудника станет сухой и не интересной. По этой причине может произойти эмоциональное выгорание и руководитель потеряет эффективного работника.