Методами прямого воздействия (например, принуждения и убеждения) невозможно эффективно воздействовать на мотивацию работников, они могут оказать прямо противоположный эффект демотивации. По этой причине задачей управленца является учет мотивации каждого конкретного работника и создание предпосылок, которые будут способствовать закреплению и развитию мотивации и конструктивной деловой активности.
Данную работу следует начинать на стадии найма сотрудника, при помощи отрытых вопросов на собеседовании, с целью понять мотивы определенного кандидата.
Работодатель, который осознает вероятную общность интересов, может раскрыть ее для потенциального сотрудника в виде возможности делового и карьерного роста, решения жизненных вопросов, возможных льгот и благ, личной заинтересованности руководства в дальнейшем сотрудничестве и др.
Важным при этом является закрепление позитивной мотивации при вводе в должность нового работника. В соответствии со статистикой, основной процент текучести кадров составляют работники, которые проработали в компании не более полутора лет. То есть увольняются чаще те работники, которые испытали резкое несоответствие обещаний при найме и реального положения дел в компании.
Руководство после принятия на работу оставляет таких работников наедине с их проблемами. Поэтому полноценный ввод новых сотрудников в коллектив необходимо проводить планомерно, этап за этапом:
К созданию мотивационных условий можно отнести разнообразные письменные (оговоренные договором) и устные договоренности руководства и конкретного работника (режиме дня, отпуска за свой счет и др.), которые способствуют созданию системы доверительных отношений.
Важное условие создания оптимального нравственно-психологического климата в коллективе - разрешение и профилактика конфликтных ситуаций.
Критерии соответствующего нравственно-психологического климата в компании являются достаточно очевидными, порой достаточным является простое наблюдение для того, чтобы судить о нравственной атмосфере в коллективе. Об этом может свидетельствовать отношение к посетителям и клиентам, характер общения персонала между собой, который может быть непринужденным и доброжелательным или натянутым.
В нормальном коллективе происходит частое и активное обсуждение текущих проблем и производственных вопросов, при этом критика не является личным выпадом. Такие коллективы принимают важные решения в рабочем порядке, без собрания специальных формальных совещаний. Коллеги прислушиваются к мнению друг друга, в коллективе высоко оценивается справедливость.