Функции менеджмента
В менеджменте существует такое понятие как функции менеджмента (функции управления). Функции управления – это вид деятельности, которая предполагает воздействие управляющей подсистемы на объект управления. Чаще всего выделяют пять основных функций:
- организация
- планирование
- мотивация
- контроль
- координация
Функция планирования обозначает то, какими должны быть решения, необходимые цели предприятия (организации) и как управленческие решения помогают достичь этих целей. Суть данной функции заключается в, что менеджер должен иметь ответы на основные три вопроса:
- Где мы находимся?
- Куда мы хотим двигаться?
- Как мы собираемся сделать это?
Планирование - это один из способов, при помощи которого руководство создает единое направление усилий всех членов организации к достижению его общих целей.
Любая разумная деятельность человека предполагает разработку плана, по которому он собирается действовать, так и для организаций(предприятий) должен быть создан план существования и развития данной организации.
Функция организации. Под организацией понимается процесс создания структуры организации (фирмы, предприятия и т. п.), которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей. Процесс организации предполагает создание определенного типа структуры для достижения цели предприятия.
Функция мотивации. Управляющий постоянно должен помнить, что прекрасно составленный план при самой совершенной структуре предприятия не имеют значения, в том случае если работники не выполняют свои функции или выполняют работу некачественно, безынициативно. Основной задачей функции мотивации является то, что она должна способствовать выполнению работниками предприятия своей работы в соответствии с делегированными им обязанностями. Для этого требуется организовать на предприятии условия материальной и моральной заинтересованности работников в выполнении работ, что предполагает создание на предприятиях условий для внутреннего побуждения, назначением этого служит функция мотивации.
Функция контроля. Контролем называется процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля:
- установление стандартов
- измерение того, что было фактически достигнуто за соответствующий период
- сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами
Контроль может быть предварительный, текущий, заключительный.
Функция координации. Благодаря данной функции обеспечивается динамизм системы, создается гармония взаимосвязей подразделений, осуществляется маневрирование трудовыми и технологическими ресурсами внутри предприятия, так как изменяются технико-экономические задачи. Координация обеспечивает слаженность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой.
Координация — это основная функция процесса управления, которая обеспечивает, его непрерывность и бесперебойность, а также взаимосвязь всех функций (цикл менеджмента).
Основная цель координации — получение согласованности в работе всех звеньев организации за счет установления рациональных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.
Мотивация как функция менеджмента
Функция мотивации — это деятельность, основной целью которой является задача активизировать людей, работающих в организации, и побудить их выполнять цели согласно плану, эффективно трудясь.
Для этого осуществляется их моральное и экономическое стимулирование, обогащается само содержание труда, для саморазвития и выявления творческого потенциала работников, создаются необходимые условия. Требуется отличать понятия мотивация и стимулирование.
Мотивация – процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.
Осуществление мотивации требует четкого определения потребностей и вознаграждений.
Стимулирование – это способ внешней поддержки, на основе которой происходит воздействие на активность человека.
Основная задача такого процесса – ускорение управленческих процессов, склонение субъекта к совершению ожидаемого действия, изменение поведения. Стимулирование может быть, как позитивным (вознаграждение), так и негативным (угроза применения санкций). Стимуляция бывает:
- мотивирующей
- не мотивирующей.
Выделяют следующие отличия мотивации от стимулирования:
- Направленность. Мотивация – это внутренняя заинтересованность, которая свойственна только конкретному человеку, а стимулирование является внешним воздействием, которое направленно на круг субъектов
- Содержание. Стимулирование является негативным или позитивным толчком к действию, мотивация может носить только позитивный характер
- Существование. Стимулирование применяется до тех пока, оно не будет отменено, мотивация – до того момента, пока она не реализована
- Цель. Мотивация – удовлетворение внутренней потребности, стимулирование – способ воздействия на человека
- Принадлежность. Мотивация свойственна конкретному человеку, работнику, а стимулирование – группе людей, объединенных по единому признаку.
Выделяют следующие виды стимулов:
- Материальные стимулы:
- денежные (премии, высока зарплата)
- не денежные (льготы, служебное жилье, путевки)
- социальные (общение в коллективе, карьерный рост)
- моральные (почетные грамоты, уважение)
- творческие (креативная работа, возможность самореализации).
Достижение высокой эффективности трудового коллектива и их заинтересованности в достижении целей компании, возможно только при правильном стимулировании со стороны управляющего, с учетом их мотивов.
Потребности и мотив в трудовой деятельности
Потребности человека носят виртуальный характер, так как они условны, подвижны. Виртуальность потребностей в следующем: каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с разнообразием условий реализации, окружающей среды, возраста, биологическая потребность становится материальной, духовной или социальной, т.е. модифицируется. Основной становится потребность, наиболее соответствующая личному смыслу жизни человека, лучше удовлетворяет его, т.е. та, которая наилучшим образом мотивирована. Во главе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм данного перехода включает:
- Выбор и мотивацию предмета потребности
- При переходе от потребности к деятельности потребность превращается в интерес и цель (осознанную потребность).
Исходя из этого можно сделать вывод что, потребность и мотивация взаимосвязаны: потребность побуждает человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотивы могут быть в виде потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Понятие «мотивация» является более широким, чем понятие «мотив». Мотив отличается от мотивации тем, что принадлежит субъекту поведения, при этом является его устойчивым личностным свойством, которое побуждает человека изнутри, к совершению определенных действий.
Рассмотрим понятие мотивирование. Мотивирование - это процесс воздействия (влияния) на человека с целью побуждения его к определенным действиям используя активизации определенных мотивов. Рассмотрим два основных типа мотивирования:
- внешнее воздействие на человека, где основной целью является побуждение его производить определенные действия, приводящие к желательному результату
- формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит образовательный и воспитательный характер.
Мотивы в трудовой деятельности работника разнообразны и многочисленны, их всегда достаточно много. Вместе они образуют мотивационную структуру. Понимание мотивационной структуры управляющим позволяет ему разработать и/или выбрать инструменты (стимулы) для внешнего воздействия на работника. Мотивы можно классифицировать по разным критериям. Мотивы бывают:
- биологические и духовные
- внешние и внутренние
- личностные и общественные
- кратковременные и устойчивые
- осознанные и неосознанные.
Выделяют следующие виды мотивов в трудовой деятельности:
- мотив самостоятельности выражается в стремление к рискам, инновациям, новым видам деятельности
- мотив стадности, характеризуется потребностью работника чувствовать принадлежность к чему-то общему, быть в коллективе
- мотив самоутверждения предполагает выполнение сложной работы, которая под силу только высококвалифицированным работникам или занятие должности управляющего, дающей чувство значительности и важности
- мотив приобретения нового предполагает выбор той работы, где имеется возможность расширения опыта, приобретения связей, знаний, карьерного роста и т.д.
- мотив состязательности предполагает стремление к соперничеству с другими работниками за статус самого трудолюбивого, креативного, успешного, умного и т.д.
- мотив стабильности – предпочтение надежной работы, со стабильной зарплатой, социальными гарантиями и льготами
Распределим побуждающие факторы на два относительно самостоятельных вида:
- потребности и инстинкты как источники активности
- мотивы как причины, которые определяют направленность деятельности или поведения.
К сознательно обоснованным мотивам следует отнести намерения, убеждения, ценности.
- Намерение является, сознательно принимаемым решением достичь определенной цели, где человек четко представляет имеющиеся средства и способы действий. Здесь объединяются планирование и побуждение к действию. Поведение человека организовывается намереньем.
- Убеждения - это мотивы теоретической и практической деятельности, которые обоснованы теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. На протяжении всей жизни человека всегда сохраняются его глубоко обоснованные убеждения. Убеждения являются наиболее обобщенными мотивами, но когда характерными признаками свойств личности являются устойчивость и обобщённость, то убеждения нет возможности назвать мотивами в принятом понимании. Более обобщённый мотив становится ближе к свойству личности.
- Под ценность понимается личностно окрашенное отношение к миру, которое возникает не только на основе знаний и информации полученной извне, но и собственного жизненного опыта. Ценности личности создают систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, имеющих особую значимость. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Человеческой жизни всегда придают смысл четко сформулированные ценности.