Общая характеристика средств и методов управления
Механизмы менеджмента – это способы и методы, обеспечивающие проведение теоретических положений менеджмента в практическую деятельность организации.
Понятие механизмов менеджмента близко с механизмами управления.
Под механизмом управления понимают совокупность методов и средств управления, которая определяет возможность системы управления осуществлять целенаправленное движение.
Механизм управления обеспечивается средствами и методами управления.
Под средствами управления понимают инструменты, рычаги механизма управления, все то, что позволяет управлять (в частности, целевые ориентиры, ожидаемые последствия, критерии оценки и выбора, требования и ограничения).
Методами управления называют совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения целей, стоящих перед организацией.
Методы управления тесно связаны с мотивацией людей, удовлетворением их потребностей. Из потребностей рождаются интересы:
- общенародные,
- коллективные,
- личные,
которыми следует управлять.
Методы управления могут быть классифицированы по содержанию и разделены на следующие категории:
- административные,
- экономические,
- социально-психологические.
Административные методы управления
Административными методами управления называют методы, в основе которых лежит прямое административное воздействие на подчиненных, осуществляемое руководителями или органами управления в рамках их полномочий.
Административные методы управления могут быть разделены на следующие разновидности:
Методы организационного воздействия:
- организационная регламентация. Регламентация представляет собой определение четких рамок действия компании в целом, ее отдельных подразделений или исполнителей. Примерами могут служить уставы организаций, коллективные договора, положения об организации структурных подразделений, правила трудового распорядка, штатные расписания, должностные инструкции и т.д.,
- организационное нормирование. Оно предполагает, что будут разработаны нормативы, определяющие границы технико-технологических и организационно-экономических решений, принимаемых в ходе производственной деятельности. Примерами могут служит нормы расхода сырья и материалов, трудозатрат, нормы выработки, штатные нормативы, нормативы собственных средств,
- организационное инструктирование. Оно предусматривает обеспечение согласованности действий и единства поведения исполнителей. Инструктирование служит для того, чтобы организация работы и выполнение заданий осуществлялись более эффективно. В качестве примеров можно привести методические рекомендации, инструктажи по технике безопасности,
Методы распорядительного воздействия:
- приказы. Это самый распространенный вид распорядительной документации, выпускаемый руководителем,
- распоряжение. Оно представляет собой требования, предъявляемые к подчиненным в части решения отдельных вопросов,
- указание. Оно нужно для оперативного регулирования управленческого процесса в условиях работы с ограниченным (небольшим) числом сотрудников. Чаще всего используется на низших уровнях управленческой иерархии.
Экономические методы управления
Экономическими методами управления называют методы, базирующиеся на использовании экономических категорий и законов как основе осуществления управляющего воздействия.
К основным экономическим методам относятся:
- плановое ведение хозяйства. Этот метод применяется во всех организациях, имеющих четко сформулированные цели и разработанную стратегию по их достижению. Наличие плана экономического развития обеспечивает достижение баланса между спросом на товар, процессами производства и необходимыми ресурсами. Планирование опирается на прогнозирование как научную основу и методологический инструмент,
- хозяйственный расчет. Этот метод основывается на том, что затраты предприятия, связанные с производством продукции, соизмеряются с результатами деятельности (выручкой, объемом продаж). Расходы на производство должны полностью покрываться полученными доходами. Хозяйственный расчет предусматривает обеспечение рентабельности производства, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность персонала в достигаемых результатах. Предприятие является самоокупаемым, если оно не привлекает бюджетное финансирование и дотации для покрытия убытка. Самофинансирование – основа ведения расширенного воспроизводства и развития предприятия за счет получаемой прибыли,
- оплата труда. Это ключевой мотив трудовой деятельности наемных работников, а также денежный измеритель стоимости рабочей силы. Она служит связующим звеном между процессом и результатами труда. Руководитель имеет возможность регулировать степень материально заинтересованности работников,
- рабочая сила,
- ценообразование как важнейший регулятор товарно-денежных отношений,
- ценные бумаги,
- налоговая система.
Социально-психологические методы управления
К социально-психологическим относятся методы управления, основанные на использовании социологических и психологических закономерностей.
К основным задачам социально-психологических методов причисляют формирование здоровой атмосферы в коллективе, выявление лидеров и распределение ролей и статусов между членами коллектива, устранение отрицательных социальных явлений. При этом социологические методы направлены на группы и специфику их взаимодействия между собой, а психологические – на отдельных индивидов.
Психологические методы являются строго персонифицированными. К ним относят:
- психологическое планирование,
- типы личностей,
- темперамент,
- характер,
- интеллектуальные способности.
Способами воздействия являются убеждение, внушение, побуждение, подражание, осуждение, просьба, принуждение, похвала, совет.