Понятие корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это осуществляемый на добровольной основе вклад бизнеса в развитие социальной, экономической и экологической сфер общества, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки законодательно определенного минимума.
Огромное число компаний, предприятий, практиков и ученых все больше взволнованы вопросами корпоративной социальной ответственности, или, как ее еще принято называть, корпоративной ответственности, корпоративной гражданской позицией, учетом корпоративной этики, устойчивым развитием, ответственным бизнесом и др.
Корпоративная социальная ответственность — это добровольное несение необязательных расходов на социальные нужды сверх требуемого минимума, определенного трудовым, налоговым, экологическим и иным регламентом, исходя из моральных, этических соображений.
В общем случае КСО предполагает:
- производство в необходимых количествах товаров и услуг, качеством соответствующим установленным нормам, с соблюдением законодательных требований к ведению бизнеса;
- помощь сиротам, инвалидам, малоимущим семьям и одиноким старикам;
- гарантию права сотрудников на безопасный труд при определенных социальных условиях, в том числе, обеспечение новых рабочих мест;
- защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;
- помощь в повышении навыков и квалификации сотрудников;
- поддержку власти в развитии локации размещения предприятия, помощь местным организациям социальной сферы;
- сохранение культурного наследия;
- следование общепринятым этическим и законодательным нормам ведения бизнеса.
Сейчас есть большое количество определений понятия «корпоративная социальная ответственность» и «социальная ответственность бизнеса»:
- Социальная ответственность компании — это максимально возможное использование преимуществ фирмы и стремление минимизировать недостатки, затрагивающие бизнес и общество.
- Социальная ответственность отличается от юридической и считается как добровольным откликом компании на социальные проблемы своих сотрудников.
- Социальная ответственность означает способность организации или предприятия оценить последствия своей деятельности для устойчивого социального развития общества.
Социальная ответственность — обширное понятие, охватывающее в том числе и такие аспекты, как социальная справедливость, экология, равноправие. Компании должны проявлять ответственность в трех областях — финансы, влияние деятельности на социум и окружение, влияние на экологию. Это касается не только бизнеса, но правительственные, общественные и добровольческие структуры.
Социальная ответственность бизнеса — концепция, по которой бизнес, независимо от следования букве закона и создания хорошего продукта, самостоятельно возлагает на себя дополнительные обязательства перед социумом.
Социальная ответственность является по сути образом отношений между обществом и предпринимательскими кругами, причем для их качества и характера на протяжении большого периода времени эти взаимоотношения требуют менеджмента.
Социальная ответственность бизнеса это:
- Ряд направлений действий и политики, зависимых от основных ценностей стейкхолдеров, соответствующих требованиям законов, а также следующих интересам социума;
- Инструмент, который обеспечивает стремление бизнеса к росту, оказывая позитивное влияние на социум и окружающую среду.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса — это самостоятельный вклад предприятия в развитие общества в экономической, социальной и экологической областях, напрямую связанный с базовой деятельностью фирмы и выходящий за рамки законодательно определенного минимума.
Корпоративная социальная ответственность – это стремление решить социальные проблемы, созданные в какой-либо мере деятельностью организации.
Корпоративная социальная ответственность подразумевает специфические обязанности корпорации и вытекающие из них действия организаций относительно своих собственных нуждающихся общностей, размещенных и определяемых за рамками основной сферы бизнеса.
Социальная ответственность — это обязательство компании стремиться к долгосрочным общественно нужным целям, взятое на себя фирмой сверх требуемых законодательно и экономически условий.
Сущность социальной ответственности
Наиболее корректным определением КСО является определение Ростислава Куринько, президента Центра взаимодействия бизнеса и общества, где он комплексно и емко раскрывает смысл понятия корпоративной социальной ответственности: «Корпоративная социальная ответственность – это соответствующая уровню развития и специфике фирмы, постоянно пересматриваемая и редактируемая общность обязательств, согласованно и добровольно разрабатываемых с привлечением всех основных заинтересованных сторон, принимаемых руководством организации, с полным учетом мнений сотрудников и акционеров, реализуемых в большинстве своем за счет средств фирмы и направленных на реализацию внешних и внутренних социальных программ, результаты которых содействуют росту фирмы, выработке корпоративной идентичности, улучшению имиджа и репутации, становлению корпоративных брендов, а также расширению конструктивных деловых взаимосвязей с государством, партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями».
Можно сказать, что корпоративная социальная ответственность — это не просто ответственность предприятия перед организациями, людьми, с которыми она взаимодействует в процессе функционирования, перед социумом в целом, не просто ряд принципов, опираясь на которые фирма строит свои бизнес-процессы, а философия структурирования общественной и предпринимательской деятельности, которым следуют корпорации, заботящиеся о своем росте, обеспечении высокого уровня жизни сотрудников, о развитии социума в целом и сохранении экологии для последующих поколений.