Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Корпоративная социальная ответственность: программы и методы деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Корпоративная социальная ответственность: программы и методы деятельности
Корпоративная социальная ответственность: программы и методы деятельности

Сущность и определение корпоративной социальной ответственности

Определение 1

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это особая концепция ведения бизнеса, основанная на осознании и принятии им на себя ответственности за свою деятельность и ее результаты перед обществом, его членами и иными контрагентами.

Корпоративная социальная ответственность или, как ее еще называют, социальная ответственность бизнеса в основе своей опирается на добровольное решение бизнес-структур о принятии участия в улучшении жизни общества, развитии его экономической, социальной и экологической сфер.

В процессе своего развития КСО прошла длинный и тернистый путь развития. Основные ее концепции представлены на рисунке 1.

Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день под корпоративной социальной ответственностью в общем смысле понимается система добровольно и последовательно реализуемых бизнесом мероприятий экономического, экологического и социального характера, а также соблюдение этических ценностей и норм, в основе своей опирающихся на обеспечение постоянного взаимодействия организации с заинтересованными сторонами и направленных на минимизацию нефинансовых рисков ее развития, улучшение деловой репутации и имиджа в долгосрочной перспективе. В конечном счете, приверженность бизнеса нормам и принципам корпоративной социальной ответственности способствует укреплению конкурентоспособности и рост рыночной капитализации компании, обеспечивая тем самым прочную основу для ее устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Структура корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность имеет многоуровневую структуру (рисунок 2). Традиционно выделяют четыре ее уровня – ответственность экономического, правового, этического и филантропического порядка. При этом первые два уровня считаются обязательными для исполнения, а третий и четвертый – сугубо добровольными. Рассмотрим их более подробно.

Базовые уровни КСО по А, Керроллу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Базовые уровни КСО по А, Керроллу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Низшим уровнем ответственности выступает ответственность экономического порядка. Она предполагает необходимость производства товаров и услуг, способных удовлетворять потребности рынка и позволяющих компании получать прибыль.

На втором уровне располагается правовая ответственность. Ее суть заключается в необходимости соблюдения бизнесом норм и правил действующего законодательства.

Третий уровень отводится этической ответственности. Ее суть сводится к соответствию бизнеса общественным ожиданиям, которые хоть и не оговорены в нормах закона, но все же имеют место быть.

Наконец наивысшим уровнем ответственности считается ответственность филантропического (дискреционного) толка. Она предполагает добровольное участие бизнеса в реализации социальных программ, направленных на повышение качества жизни общества и решение социально-значимых его проблем.

Замечание 1

Таким образом, корпоративная социальная ответственность означает, что бизнес и его представители должны получать прибыль, исполнять и соблюдать законы, быть этичными и выступать в роли хороших корпоративных граждан.

Помимо выше описанного существуют и другие подходы к разграничению уровней КСО. Так, например, весьма распространен подход, согласно которому социальная ответственность бизнеса включает в себя три уровня – базовый, продвинутый, высший. Первый, будучи основанным на соблюдении действующего законодательства, носит обязательный характер, а вторые для – являются добровольной составляющей. При этом продвинутый уровень предполагает реализацию социальной активности ради выгоды, а высший – основан на благотворительности.

Так или иначе, КСО и деятельность с нею связанная могут быть реализованы в расчете на внутреннюю среду организации или ее внешнее окружение. В первом случае основное внимание концентрируется вокруг сотрудников и собственников компании, во втором – вокруг ее внешних стейкхолдеров.

Программные и методические основы реализации корпоративной социальной ответственности

На практике корпоративная социальная ответственность реализуется посредством использования широкого инструментария. Основными его компонентами считаются:

  • социальные программы;
  • благотворительность и спонсорство;
  • корпоративное волонтерство.

Рассмотрим их подробнее.

Под социальными программами понимается некая совокупность социальных мероприятий, имеющих системный характер и направленных на решение конкретных социально-значимых проблем. Их реализация позволяет повысить значимость компании не деловом сообществе, общественных кругах и властных структурах.

Основными практическими инструментами реализации социальных программ выступают денежные гранты, социальные инвестиции, благотворительные пожертвования, эквивалентное финансирование и пр. Результатом их реализации выступает укрепление рыночных позиций бизнеса, улучшение его имиджа, репутации и взаимоотношений с инвесторами, привлечение клиентов и пр.

Корпоративное волонтерство включает в себя обширный круг деятельности, включающий официальное предоставление услуг, традиционные формы самопомощи и взаимопомощи, а также иные формы гражданского участия, добровольно осуществляемые на благо общества и не предполагающие денежного (материального) вознаграждения. Корпоративное волонтерство является составной частью корпоративной культуры. Оно основано на добровольной деятельности работников компании на благо общества, при этом компания эту деятельность поддерживает и поощряет.

Благотворительность предполагает оказание безвозмездной помощи некоторым частям общества. Основными ее направлениями являются:

  • наука и образование;
  • культура и искусство;
  • социальные программы и пр.

Благотворительность может принимать различные формы, будь то денежные пожертвования, стратегическая или рекламная благотворительность.

Спонсорство основано на спонсировании (финансировании) определённых мероприятий и инициатив. Его главной целью считается формирование и укрепление ассоциативных связей между брендом (компанией) и спонсируемыми им (ею) объектами и мероприятиями.

comments powered by HyperComments