Базовые механизмы корпоративной социальной ответственности
В современном обществе под корпоративной социальной ответственностью (сокращенно – КСО) принято понимать принятие на себя бизнесом ответственности за свою деятельность перед внешним и внутренним окружением, а также его готовность выполнять свои обязательства перед обществом.
Известные ученые Ф. Котлер и Н. Ли корпоративную социальную ответственность определили как добровольный вклад корпораций в развитие общества, его экологической и социальной сфер. Иначе ее также принято называть социальной ответственностью бизнеса. Именно она лежит в основе обеспечения устойчивости развития бизнеса и общества, а также оказывает определяющее влияние на репутацию и рыночную стоимость компании. Свое воплощение КСО находит в соответствующих механизмах реализации.
Механизмы КСО – это способы, посредством которых формируется и развивается социально ответственная практика ведения бизнеса.
В настоящее время существует множество различных механизмов реализации бизнесом социально значимых инициатив, основные из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые механизмы корпоративной социальной ответственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Представленные на рисунке 1 механизмы реализации социальной ответственности бизнеса имеют различную степень практического развития и использования. В значительной степени уровень их развития определяется двумя базовыми факторами: размерами бизнеса с одной стороны, и отраслевой спецификой компании – с другой.
Существующие механизмы КСО имеют свои особенности, четкую направленность, преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно.
Спонсорство и благотворительность
Наиболее развитыми механизмами КСО традиционно считаются спонсорство и благотворительность.
Спонсорство представляет собой финансовую поддержку каких-либо проектов, мероприятия, акций. Подобная помощь, как правило, оказывается в обмен на возможность продемонстрировать аудитории логотип спонсора.
Основными методами обеспечение эффективности спонсорства считается использование четырех эффектов:
- социальные эффекты;
- психологические эффекты;
- маркетинговые эффекты;
- коммуникационные эффекты.
В основе первых лежит обязательное взаимодействие между индивидами. Сама же компания-спонсор получает имидж социально ответственного рыночного игрока, заинтересованного не только лишь в наращивании прибыли, но и проявляющего заботу о благополучии общества.
В основе психологических эффектов лежит положение о том, что посетители мероприятий, чаще видя логотип спонсора и слыша о нем, испытывают больше положительных эмоций по отношению к компании-спонсору.
Маркетинговые эффекты основаны на расширении потребительских знаний о марке и продукте. Спонсируемые бизнесом мероприятия используются для демонстрации бренда и его положительных качеств.
Коммуникационные эффекты предполагают демонстрацию логотипа компании-спонсора в контексте проводимого мероприятия, что, в свою очередь, способствует росту информированности аудитории.
Наиболее рентабельными сферами спонсорства традиционно считаются культура и спорт. При этом спонсорство выступает в роль своеобразной разновидности рекламы. Соответственно, оно может и должно приносить бизнесу определенные материальные выгоды, чего нельзя сказать о благотворительности.
Благотворительность представляет собой оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается. Это могут быть дети-сироты, инвалиды и онкобольные, старики и пенсионеры, социально незащищенные слои населения и пр.
Благотворительность, в отличии от спонсорства, не предполагает получения материальной прибыли. Напротив, она связана с безвозмездной помощью. Основным преимуществом ее использования для бизнеса выступает повышение деловой репутации.
Социальный маркетинг и социально ответственное инвестирование
Под социальным маркетингом принято понимать деятельность, которую компания осуществляет при продвижении своего бренда, в целях улучшения восприятия связывая его с социальными ценностями. Иначе говоря, это особый маркетинговый инструмент, призванный улучшить жизнь общества в целом.
Составные элементы технологии социального маркетинга представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Элементы социального маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К мероприятиям, направленным на повышение продаж, относятся акции, формирующие у покупателей чувство сопричастности к каким-либо полезным для общества благотворительным мероприятиям.
Фандрайзинг объединяет в себе меры, направленные на объединение ресурсов в целях развития экономики регионов их присутствия.
Спонсорство как элемент социального маркетинга уже было рассмотрено нами выше.
Сущность социального маркетинга сводится к разработке, реализации и контролю социальных программ, ориентированных на повышение восприимчивости конкретных слоев общества по отношению к определенным социальным идея, движения или практическим действиям.
Социальный маркетинг тесно связан с социально ответственным инвестированием.
Социально ответственное инвестирование – это вложение бизнесом материальных ресурсов в социально значимые для общества проекты.
Формы социально ответственного инвестирования весьма обширны и многообразны. Все они, так или иначе, подразумевают реализацию мероприятий, направленных на решение важных социальных проблем.
Основными направлениями реализации социально ответственного инвестирования выступают:
- стимулирование роста экономики;
- решение вопросов экологической безопасности;
- обеспечение качественной медицинской помощи, уровня образования и пр.
В последние годы социально ответственное инвестирование как механизм реализации КСО активно набирает обороты. Причем, характерно это как для зарубежной практики, так и для России.
Корпоративное волонтерство
Корпоративное волонтерство включает в себя волонтёрские программы, осуществляемые бизнес-организациями, и реализуемые силами их сотрудников. В его основе лежит добровольное участие работников корпоративных структур в различных социально значимых программах при поддержке со стороны компании- работодателя.
Основные направления корпоративного волонтерства, наиболее часто встречаемые на практике, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Направления корпоративного волонтерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
То, какое направление в сфере корпоративного волонтерства выберет конкретная организация, и какие задачи она будет решать, зависит от политики конкретного бизнеса в сфере КСО.