Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы корпоративной социальной ответственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Проблемы корпоративной социальной ответственности

Понятие корпоративной социальной ответственности

Сегодня вопросам корпоративной социальной ответственности уделяется все больше внимания. Несмотря на повышенный интерес к данному феномену, единства подходов к определению его сущности не выработано до сих пор.

Замечание 1

В общем смысле под корпоративной социальной ответственностью (КСО) или, как ее еще принято называть, социальной ответственностью бизнеса, следует понимать множественную совокупность обязательств, принимаемых на себя бизнесом по отношению к широкому кругу заинтересованных лиц (внешних и внутренних стейкхолдеров).

Предопределяющая роль в концепции КСО отводится трем составляющим – заботе о сотрудниках компании, защите окружающей среды и совершенствовании общества в целом. При этом многие ученые отмечают ее добровольный характер, что, однако, справедливо лишь отчасти.

Базовым постулатом социальной ответственности бизнеса выступает соблюдение требований и норм законности, и лишь потом следуют этические и филантропические инициативы. Общепринятым условием ее реализации считается уважение и соблюдение прав человека.

Базовая проблематика концепции корпоративной социальной ответственности

Основная проблематика корпоративной социальной ответственности кроется в самой сущности социальной ответственности бизнеса, концепция которой носит противоречивый характер.

Любая коммерческая организация, любое предприятие с всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха и получение прибыли. Именно деньги являются конечной целью деятельности всякого бизнеса. Острая борьба за рынки сбыта приводит к необходимости жесткой конкуренции.

В то же время реализация финансово-хозяйственной деятельности всякой компании требует опоры на существующие требования закона и нормы морали. Определяющим принципом ведения социально ответственного бизнеса выступает уважение к людям, сообществам и окружающей среде. В этом случае компании вынуждены часть своих средств тратить на проведение социально значимых инициатив, реализацию природоохранных мероприятий, оказание благотворительной помощи и пр.

Таким образом, базовая проблема социальной ответственности бизнеса кроется в ее противоречивом характере (рисунок 1).

Проблематика концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проблематика концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С одной стороны, КСО противоречит основному принципу предпринимательства, непосредственно ориентированному на максимизацию извлекаемой прибыли. С другой стороны, принцип реализации корпоративной социальной ответственности в ряде развитых стран является нормой, более того он считается оплотом ведения предпринимательской деятельности.

В современном обществе есть понимание того, что всякий бизнес вне зависимости от своей отраслевой принадлежности и формы собственности должен принимать активное участие в решении социальных проблем общества. В особенности это касается крупного бизнеса, чей вклад и чье воздействие на общество и окружающую среду оказываются более ощутимы.

В то же время подобное участие в решении социально значимых проблем для бизнеса выгодно лишь с прагматической точки зрения. В противном случае, он рискует он рискует потерять рыночную репутацию и столкнуться с негативной реакцией со стороны внешнего окружения.

Корпоративная социальная ответственность предполагает осуществление посильного вклада бизнеса в развитие общества. Подобный вклад сопряжен с необходимостью несения определённых трудо-временных и финансовых затрат. При этом подобные затраты, как правило, не окупаются и не приносят прибыль. В то же время реализации бизнесом концепции КСО способна оказывать положительное влияние на репутацию компании и ее рыночную стоимость, особенно в долгосрочной перспективе.

Замечание 2

Таким образом, корпоративная социальная ответственность – «палка о двух концах». Ее реализация служит необходимым элементом управления бизнесом в современном мире и выступает основой устойчивости его развития.

Проблемы внедрения корпоративной социальной ответственности в практику бизнеса

Как известно, корпоративная социальная ответственность может реализовываться на различных уровнях иерархии. Основными подходами к ее структуризации считаются:

  • пирамида А. Керролла;
  • российская трехуровневая структура.

Согласно пирамидальной структуре А. Керролла, КСО может реализовываться на четырех уровнях иерархии (рисунок 2). Чем выше уровень социальной ответственности бизнеса, тем более развита добровольная его составляющая.

Пирамида КСО А. Керролла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пирамида КСО А. Керролла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несколько иной подход демонстрирует российская практика: КСО может реализовываться на трех уровнях: базовый, продвинутый и высший. При этом базовый уровень объединяет в себе социальную ответственность экономического и правового толка. Так или иначе, проблемы КСО затрагивают различные уровни ее иерархии.

На низших уровнях проблемы реализации концепции социальной ответственности бизнеса сопряжены с нарушением принципов законности, низким качеством продукции и преднамеренной убыточностью корпоративных структур. Серьезную проблему в развитии КСО в масштабах страны в целом составляет теневой сектор экономики, который помимо прочего связан с уклонением от уплаты налогов и выплатой «серых» заработных плат работникам.

На высших уровнях иерархии КСО основные проблемы реализации концепции социальной ответственности обусловлены несбалансированностью различных направлений в реализации социально значимых инициатив.

Помимо прочего внедрение корпоративной социальной ответственности на уровне бизнес-организаций и страны в целом усугубляется такими проблемами, как:

  • отсутствие единой государственной политики и законодательной базы в области КСО;
  • недооценка роли этической составляющей КСО;
  • отсутствие кодексов этики и развития этической политики на микроуровне;
  • отсутствие подотчетности и низкий уровень траспарентности процессов, связанных с КСО и пр.

Так или иначе, существующие в настоящее время проблемы в области КСО могут и должны быть преодолены. Достижение подобной цели представляется возможным лишь при условии соединения усилий бизнеса и власти. Предопределяющая роль в этом отводится корпоративному сектору.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24