Сущность коммуникативного давления
В обычно, повседневном общении люди сталкиваются с желанием собеседника достичь во что бы то ни стало своей коммуникативной цели. При отсутствии возможностей с первой попытки добиться желаемого говорящий часто может прибегать к таким языковым и неязыковым средствам, которые адресатом расцениваются как давление. Выбранные говорящим методы воздействия на адресата разваливают баланс взаимоотношений и ведут к конфликтным ситуациям между участниками общения. Коммуникативная тактика, направленная на достижение цели общения любыми возможными методами и средствами, называется коммуникативное давление.
Возможность оказать на собеседника коммуникативное давление в той или иной ситуации общения может определяться нормами и традициями (а также возможностью нарушения их), сложившимися в рамках конкретной коммуникативной культуры. К примеру, в русской коммуникативной культуре есть нормы, которые регулируют общение взрослых незнакомых собеседников в общественном месте. В частности, участники общения должны избегать оскорбления собеседника, при обращении друг к другу пользоваться вежливым ‘вы’. Однако эта норма в повседневном общении реализуется далеко не всегда.
Многие исследователи рассматривают коммуникативное давление в тесной взаимосвязи с такими понятиями, как приватность и толерантность. Проявление толерантности позволяет всем участникам общения взаимодействовать с сохранением их мнения без пользы для дела.
Очевидно, что коммуникативное давление направляется на подавление мнения собеседника, изменение поведения его в соответствии с вашим интересом.
Можно сказать, что при коммуникативном давлении толерантность распространена в большей степени. Приватность – это осознание человеком в противоположность общественной своей личной сферы. Для обозначения личной сферы участника общения на практике используется термин негативное лицо. Ему противопоставляется позитивное лицо, т. е. индивид, который стремиться быть частью социальной группы, следовать в ней установленным правилам и нормам, получать поддержку и одобрение со стороны прочих членов данной группы.
Коммуникативное давление предполагает пренебрежение индивидуальностью собеседника, вторжение в личные сферы индивида, установление над ним превосходства. В славянской коммуникативной культуре используется вербальное и невербальное давление на собеседника в разных сферах общения, причем более высокий или же равный социальный статус собеседника, или то, что участники общения незнакомы, коммуникантов не ограничивает в выборе вербального средства воздействия.
Корни происхождения коммуникативного давления
Коммуникативное давление является скрытой проблемой многих предпринимателей и менеджеров. Действительно, одна из сфер ключевых общения, где коммуникативное давление пускает корни и используется в качестве основного способа воздействия – это общение взрослых и детей. Коммуникативные традиции в нашей стране предполагают тесное переплетение личных сфер родителей и детей, поэтому, пытаясь повлиять на поведение ребенка, мы не стремимся скрывать свое раздражение.
В свою очередь дети также могут использовать разные приемы коммуникативного давления, добиваясь от родителей своего. Родителям зачастую приходится повторять несколько раз требования, аргументировать свою позицию, объяснять необходимость или полезность, что может также быть одним из примеров коммуникативного давления. После повторного невыполнения требований родители давление усиливают, повышают свой голос и используют угрозы. Обычно помогает наиболее «выгодная» коммуникативная позицию через упреки. Как ответ на давление со стороны родителей ребенок прибегает также к давлению, обвиняя родителей в предвзятости отношения. Иногда ребенок, добиваясь от родителей, чего он хочет, использует сам тактику коммуникативного давления. И он интуитивно выбирает один из наиболее действенных способов. Например, чувствуя невозможность добиться своими силами желаемого эффекта, ребенок может начать привлекать внимание окружающих, вызывая сочувствие и жалость у них. Такой способ довольно активно используется многими участниками коммуникации для привлечения внимания окружающих людей. Еще одним способом коммуникативного давления, часто используемый детьми – это многократное повторение одной и той же просьбы. Данный способ воздействия в повседневном общении родителями обычно расценивается как каприз. Не достигнув при этом желаемого эффекта, дети могут применяться и более категоричные речевые акты отказа и даже угрозы. После того, когда дети вырастают, их особенный интерес в ведении бизнеса предоставляет возможность оказания вербального давления на незнакомых мужчин и женщин – сотрудников, деловых партнеров, сотрудников бюджетных и контролирующих учреждений и т. п.
Итак, коммуникативное давление в данном ключе можно рассматривать как антипод толерантности, по причине того, что говорящий активно вторгается в личную сферу адресата, разрушая при этом индивидуальное или негативное лицо другого участника коммуникационного процесса.
Специфика российской коммуникативной культуры
Многие исследователи сходятся во мнении, что во многих коммуникативных культурах, к примеру, в немецкой, способы воздействия на поведение собеседника, принятые в нашей стране, в принципе невозможны. Там для каждого участника общения приоритетным является сохранение лица, как своего, так и собеседника. К примеру, общение продавца и покупателя строго регламентировано этикетом. Почти в каждом учебнике иностранного языка можно найти пример стандартного диалога, который применяется на практике носителями этого языка. От продавца требуется максимальная вежливость, диалог построен, исходя из интересов покупателя, т. е. покупатель имеет более выгодную коммуникативную позицию.
К сожалению, в российской коммуникативной культуре не так обстоят дела. Так, можно привести многочисленные примеры, в которых покупатель находится менее выгодной коммуникативной позиции - в роли просящего. Приоритетом в выборе коммуникативной тактики становится не коммерческий интерес или же сохранение клиента, а утверждение своей правоты продавцом и навязывание им товара. Иногда продавцы могут стремиться остаться при своем мнении даже если это потребует прерывания коммуникации и, соответственно, потери клиента, интересы покупателя при этом в расчет не принимаются. В ряде ситуаций покупатель становится виноватым лицом. Довольно часто коммуникативное давление становится взаимным. Продавец, который инициировал вторжение в личную сферу покупателя-собеседника, может подвергнуться в ответ не меньшему давлению.
Коммуниканты полностью разрушают негативное лицо друг друга, используя арсенал самых эффективных средств. Несмотря на присутствие определенного идеала толерантного собеседника, в реальном общении в нашей стране большинство коммуникантов предпочитают агрессивный способ воздействия. Доминирующими оказываются сильнейшей желание достичь коммуникативной цели даже через разрушение отношений, или стремление к соблюдению установленных правил поведения всеми членами некоторой социальной группы.
По всей видимости, столь распространенное использование тактики коммуникативного давления на своего собеседника может быть в полной мере объяснено чертами национального русского характера, например, бескомпромиссностью или же стремлением к правдоискательству и в оценке поведения людей, окружающих индивида. Возможно, еще одной причиной являются коммуникативные традиции, например, высокая контактность и эмоциональность повседневного общения, стремление доминировать в общении: «Ты меня уважаешь? Тогда слушай, что тебе говорю я! И делай только так, понятно?»
Таким образом, коммуникации играют существенную и первостепенную роль в работе современного руководителя и успешности функционирования организации в целом. В условиях быстро изменяющейся окружающей среды организация коммуникации приобретает важнейшее значение – от нее зависит напрямую эффективность самой организации. Коммуникация во многом определяют также отношения внутри коллектива организации. Знание и понимание коммуникационного процесса в организации позволяет руководителю сформировать дружный коллектив, который нацелен на решение поставленных перед ним задач, помогает организации вести эффективную работу.