Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникационные сети

Определение

Под коммуникационной сетью понимается соединение участвующих в этом процессе индивидов определенным образом с помощью информационного потока.

Этот подход рассматривает не как таковых индивидов, а коммуникационные отношения, возникающие между ними. Коммуникационная сеть состоит из потоков сигналов или посланий между несколькими индивидами и концентрируется на отработанных образцах таких потоков в организации, а не на том, получилось ли передать смысл или значение послания. Однако она может повлиять и на сокращение или разрыв между посланным и полученным значением.

Модель межличностного коммуникационного процесса

Модель межличностного коммуникационного процесса, представлена на рисунке 1, основана на вовлечении лишь двух индивидов. В организации в большинстве случаев межличностная коммуникация строится между многими индивидами и группами их. Руководитель должен объединить информационными потоками множество различных людей внутри и вне организации (рис. 1).

Коммуникационная сеть руководителей групп

Рис. 1. Коммуникационная сеть руководителей групп

Созданная руководителем сеть включает в себя вертикальные, горизонтальные и диагональные связи. Вертикальные связи построены по линии руководства – от начальника к подчиненному. Горизонтальные связи реализуются между равными по уровню индивидами или же частями организации (между заместителями; начальниками отделов; подчиненными). Диагональные связи представляют собой связи с другими начальниками или с другими подчиненными. Сеть таких связей определяет реальную структуру организации. Задачей формальной организационной структуры является придание коммуникационным потокам правильную направленность. Размеры подразделения в организации возможности развития коммуникационной сети ограничивают в подобных группах.

Образцы коммуникационных сетей

Существуют устоявшиеся шаблоны коммуникационных сетей для групп различной численности. На рисунке 2 точками описаны члены группы, а линиями - коммуникационные связи.

Так, к примеру, если в сети типа кружок, то есть возможность взаимодействовать только с теми, кто рядом с вами расположен. Для сети типа колесо, человек может взаимодействовать с членом группы, располагающимся в центре.

В сети типа «колесо» представлена централизованная и формальная иерархия власти, при которой подчиненные друг с другом взаимодействуют через своего руководителя. Объективная основа такой ситуации - то, что лицо, в центре «колеса»находящееся, имеет больше коммуникационных связей, чем остальные члены группы.

При этом он:

  • получает больше посланий;
  • часто признается прочими членами группы как лицо, выполняющее функции лидера;
  • выражает больше удовлетворенности по поводу своих задач;
  • оказывает большее социальное влияние на других членов группы; несет обычно большую ответственность за передачу информации;
  • от него больше всех ожидается окончательное решение проблем.

Похожая картина также наблюдается в сетях типа «Y». Данные сети называют централизованными, они могут стать эффективными, если решаются простейшие проблемы. Другим типом властной иерархии являются сети типа цепочки. В них как элемент децентрализации появляются горизонтальные связи. Всеканальные сети - полностью децентрализованные группы. Как правило, это требуется, когда в решении сложных проблем необходимо участие всех. Этот подход называют открытыми коммуникациями.

Образцы групповых коммуникационных сетей

Рис. 2. Образцы групповых коммуникационных сетей

Понимание видов коммуникационных сетей важно особенно для понимания в организации отношений контроля и власти между работниками. Скрытие или централизация информации поддерживают авторитарность и властность отношений. Степень взаимозависимости работ и людей в организации определяет тип наиболее эффективной коммуникационной сети. Простейшая взаимозависимость допускает применение централизованных сетей. Сложная взаимозависимость (например, хоккей) требует «командного» подхода в построении коммуникационных сетей. Но сложная сеть может не решить простейшую задачу (команда, хорошо атакующая, перейдя к обороне, часто пропускает голы).

Перегруженность коммуникационных каналов

Системный подход определяет, что для координации необходима активная коммуникация. В свою очередь это вызывает сильную потребность иметь канал, позволяющий передавать необходимый объем сообщений и информации. В случаях, когда коммуникационная загружен-ность каналов становится чрезмерной, есть возможность увеличивать количество каналов или улучшать технологию, сокращать число сообщений, расширять делегирование полномочий или объединять тех, кто чаще вступает друг с другом в коммуникационное общение.

При децентрализации уменьшается число внутренних коммуникаций, хотя объемы внешних связей могут при этом расти, если каждое из подразделений имеет свой собственный рынок, свои общественные связи и т. п. А с другой стороны, централизация может существенно снизить стоимость информации, устраняя в документообороте дублирование.

Когда коммуникационная загруженность руководителя чрезмерна, мы можем наращивать число уровней, упрощать решения, делегировать отбор данных более низкому уровню или задерживать обработку сообщений.

Вывод

Итак, избыток каналов может потворствовать передаче ненужной информации, а колебания, вызываемые неопределенностью при выборе каналов, могут эффективному выполнению функций препятствовать. Это возможно для организаций с нечеткой структурой.

Дата написания статьи: 25.01.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot