Природа управления
Экономическая среда, в которой мы живем, сталкивает нас с необходимостью совершенствовать свои знания об экономики.
Экономика. В переводе с греческого языка слово «экономика» означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В практической деятельности понятие «экономика» имеет отношение к объектам разного уровня и масштаба: организация, отрасль, национальное хозяйство. Предмет исследования экономики: с одной стороны – процессы производства, а с другой – институциональные средства и механизмы, необходимые для осуществления этих процессов.
Производственно-экономические отношения в процессе трудовой деятельности подвергаются постоянным изменениям, нуждаются в управлении, являясь, таким образом, объектом управления, а экономика, в свою очередь, как теория, является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях осуществления управления.
Управление обществом в контексте его жизнеобеспечения чрезвычайно сложная в детализированной постановке и реализации задача. Общество во все времена своего развития постоянно находится в поиске решения этой задачи. Для того чтобы ее сформулировать, необходимо определить:
- структуру системы управления;
- объект управления и его связи;
- средства воздействия на объект в процессе управления.
В рамках управления процессами в системе жизнеобеспечения общества, этим процессам придаются определенные организационные формы.
Собственность. Термин «собственность» можно определить как ведущую категорию экономики, на которой основано разнообразие форм взаимоотношений между людьми в процессе производства, распределения и перераспределения материальных благ. Прослеживая эволюцию общественных отношений, мы видим, что в практике хозяйственной деятельности возникают различные типы взаимодействия субъектов общества, различающиеся между собой по двум признакам:
- форма собственности;
- уровень влияния на субъекты хозяйственной деятельности органов государственной власти и управления с целью регулирования их взаимодействия.
Типы механизма управления
Механизмы управления отвечают за реализацию придания отношениям в обществе количественной меры в процессах управления этими отношениями. Существуют два типа механизма управления:
- стихийный, формируется интуитивно, на основе инициативной деятельности субъектов хозяйствования;
- организованный, формируется на логически доказательной основе, отражает эмпирическое знание множества субъектов хозяйственной деятельности.
Функции управленческой деятельности осуществляются исполнителями, профессиональными управленцами. Результат их деятельности и, одновременно, главный инструмент – правильные управленческие решения.
Понятие «менеджмент», наряду с другими понятиями экономической теории, появилось не сразу, а формировалось в течение долгих лет с участием множества авторов, и потому имеет различные интерпретации. Наряду с тем определением менеджмента, которое употреблялось выше, также можно понимать менеджмент, как науку о подготовке людей для трудовой деятельности в области управления различными объектами:
- предприятиями и организациями, производящими различные товары и услуги;
- военными подразделениями и соединениями;
- разработкой новых технологий и нововведений;
- финансовыми операциями.
Интегральная характеристика общественного объединения труда – это уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении труда.
Взгляды на методы и принципы управления принципиально зависели от типа социально-политической системы, в которой они создавались и разрабатывались. В рамках коммунистической идеологии теория управления существенно отличалась от управленческой мысли в системах, основанных на свободных рыночных отношениях. Многие теоретики и практики управления бывшего СССР и других стран с коммунистической ориентацией выдвигали интересные, заслуживающие внимания, оригинальные идеи относительно развития науки управления. Однако в строгой социально-экономической системе идеи и теоретические наработки ученых оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и, таким образом, оказались вне мирового развития управленческой мысли.
Что касается рыночной экономики, то здесь четкое выделение объекта управления, т. е. предприятия, является важным для исследования целей управления, разработки принципов, методов управления и т.д.
Управление предприятием, организацией, как составными частями национального хозяйства, сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, обеспечивающими эффективное состояние хозяйственной системы, где элементами являются объекты и субъекты управления.
Исторические тенденции развития менеджмента
Тенденции развития менеджмента изначально связаны с научно-исследовательской деятельностью. Период конца XIX — начала XX в. ознаменовался открытиями в физике, химии, биологии и психологии. Этот период ознаменовался и огромным по масштабам внедрением научных открытий в промышленность, способствуя изобретению таких вещей, как радио, электрификацию, развитие авиации и автомобилестроения, промышленной химии и других на¬правлений. Все это и явилось толчком для появления общественной потребности в применении научно обоснованных методов управления.
К концу XIX — началу XX в. появились первые научные работы, где была сделана попытка обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмент.
Основатель научного менеджмента, как было сказано выше, был Ф. Тейлор. Им введены четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
- научный подход к выполнению каждого элемента работы;
- научный подбор кадров, обучению работы;
- кооперация с рабочими;
- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Файоль предложил формализованное описание работы управленцев в организациях, выделив для них функции: планирование, организация, руководство, координацию, контроль. В 50-е г. ХХ века исследования проводились по пяти направлениям: классическому, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и системному подходам.
Исторические этапы развития
1-й период – древний, самый длительный - до XVIII в. (египетские пирамиды, Сократ, Платон);
2-й период – индустриальный (1776-1890) А. Смит, представитель классической политической экономии, специалист в области управления. Р. Оуэн выдвинул идею гуманизации управления.
3-й период – период систематизации (1856-1960). Ф. Тейлор возглавил школу научного управления, Э. Мэйо – школу человеческих отношений, А. Маслоу и Д. Мак-Грегор работали в сфере теорий мотивации.
4-й период – информационный (1960 по настоящее время), следствие применения ЭВМ, компьютеров.
Подводя итог, сделаем вывод о том, что развитие производственно-экономической деятельности, появление собственности, различные научные открытия, обусловили природу управления и исторические тенденции развития управленческой деятельности.