Структура интеллектуального капитала
Современное общество оценивает интеллектуальный капитал как основу богатства и существования. Интеллектуальный капитал представляет собой основу конкурентоспособности организации, ее конкурентное преимущество, которое не может быть скопировано или украдено конкурентами, в отличие от конкурентных преимуществ, основанных на физических активах или финансовом капитале компании.
Оценка интеллектуального капитала производится как в целом, так и покомпонентно. Интеллектуальный капитал можно условно разделить на три компонента, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом:
- Человеческий капитал – знания и навыки, творческие способности сотрудников, организационная культура и моральные ценности в коллективе;
- Организационный капитал – программное обеспечение, патенты, права и товарные знаки, организационная структура компании;
- Потребительский капитал – связи с потребителями и клиентами, информация о них, история взаимоотношений.
Все эти виды капитала при взаимодействии создают синергетический эффект, оказывая друг на друга перекрестное влияние. Именно поэтому инвестиции в интеллектуальный капитал должны учитывать это взаимовлияние и осуществляться комплексно.
Виды интеллектуального капитала
- Человеческий капитал – компонент интеллектуального капитала, имеющий непосредственное отношение к людям в организации, ее сотрудникам. Человеческий капитал организации формируется ее сотрудниками, их знаниями, навыками, профессиональными и человеческими качествами, организационной культурой компании. Прирост человеческого капитала можно обеспечить с помощью максимального эффективного использования знаний сотрудников компании. Человеческий капитал оценивается с помощью ряда различных показателей, одним из которых является способность предприятия к инновациям. Количественную оценку человеческого капитала можно провести через оценку заработной платы сотрудников, обладающих необходимыми организации знаниями;
- Организационный капитал – компонент интеллектуального капитала, имеющий отношение к компании в целом. Составляющими организационного капитала являются процедуры, технологии, программное обеспечение, структура компании, а также ее права владения – патенты, товарные знаки и бренды. Организационный капитал обеспечивает компании возможность соответствовать требованиям рынка, с его помощью компания преобразует другие ресурсы. Организационный капитал по сравнению с другими видами капитала является наиболее отчуждаемым, то есть может быть объектом купли-продажи. При этом оценка организационного капитала производится не с точки зрения его наличия, а с позиций эффективности в контексте организационных целей;
- Потребительский капитал – компонент интеллектуального капитала, имеющий отношение к взаимосвязей компании с клиентами и потребителями. Потребительский капитал компании характеризуется рядом различных показателей, таких как глубина проникновения, широта распространения, постоянство, лояльность и т.п. В оценку потребительского капитала могут входит и взаимосвязи с партнерами и поставщиками компании, в случае, если они представляют какую-либо ценность. Однако большая часть потребительского капитала создается клиентами компании путем проявления лояльности и предпочтения данной компании конкурентам.
Методы оценки интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал, как и другие виды организационного капитала, является результатом инвестиций компании, осуществленных в предыдущие периоды деятельности. Однако интеллектуальный капитал имеет будущую ориентацию, поэтому основой для его оценки часто является потенциально генерируемая им в будущем стоимость. Существует множество различных методов оценки интеллектуального капитала, самими популярными из которых являются:
- Методы прямого измерения интеллектуального капитала – Direct Intellectual Capital Methods (DIC) – покомпонентная денежная оценка, выводимая в интегральные показатели;
- Методы рыночной капитализации – Market Capitalization Methods (MCM) – разница между собственным капиталом акционеров компании и ее рыночной капитализации;
- Методы отдачи на активы – Return on Assets Methods (ROA);
- Методы подсчета очков – Scorecard Methods (SC) – покомпонентная оценка с подсчетом очков.