Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование организационной культуры предприятия

Организационная культура предприятия и ее особенности

Концепция культуры позволяет исследователям погружаться в особенности и ценности, отношения и действия людей, которые принадлежат той или иной культуре. Среди руководителей также довольно быстро растет интерес к человеческому фактору, поскольку из совокупности индивидуальных особенностей формируется культура предприятия.

Организационная культура компании отражает преобладающие в ней обычаи и нравы. Руководство использует культуру для того, чтобы привлекать сотрудников и стимулировать конкретные типы поведения. Культура подкрепляется или ослабляется за счет имиджа и репутации предприятия. Но при этом следует сразу отметить, что культура предприятия не создается намеренно, поскольку люди уже приходят на предприятие со своими представлениями о том, как:

  1. Относиться друг к другу;
  2. Относиться к производственному процессу.

Поэтому организационная культура формируется стихийно, но со стороны руководитель контролирует процессы и направляет их в корректное русло. Культура предприятия должна работать в пользу предприятия, иначе компания становится совершенно непривлекательной для текущих и потенциальных сотрудников, а товары и услуги компании не пользуются спросом, поскольку не вызывают совершенно никакого доверия. Руководство формирует и поддерживает организационную культуру, меняет ее и делает эффективнее. В рамках культуры организации возможна успешная реализация стратегического управления сотрудниками и принятие корректных управленческих решений.

Определение 1

Таким образом, организационная культура – это совокупность моделей поведения, которые были приобретены организацией в процессе формирования и адаптации к внешним условиям и факторам внутренней интеграции.

«Формирование организационной культуры предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Культура включает в себя совокупность приемов и правил адаптации компании к требованиям, непрерывно меняющимся социальным, экономическим, политическим и идеологическим условиям. Культура влияет на формирование отношений между сотрудниками, между сотрудниками и руководством, а также отношения сотрудников к рабочему процессу.

Формирование культуры организации

Для полноценного и всестороннего формирования организационной структуры руководители должны предпринимать несколько шагов. Шаги влияют на стратегию развития организации и на место организации среди других предприятий, ее имидж. Исследователи выделяют следующие этапы:

  1. Определение миссии и разработка организационной стратегии;
  2. Исследование организационной культуры, которая сложилась из особенностей и взглядов сотрудников;
  3. Изучение практики управления.

Формирование культуры ориентировано на повышение отдачи со стороны персонала. Руководство ответственно за создание условий для того, чтобы сотрудники самостоятельно мотивировали себя к осуществлению полноценного рабочего процесса. Организационная культура повышает производительность и качество труда отдельных сотрудников и целых подразделений, а также поддерживает миссию компании, стратегию организации и ее философию. Фактически речь идет о формировании эффективной для данной организации в условиях сегодняшнего и завтрашнего дня организационной культуры, которая не может быть неизменной, поскольку изменение внешних условий требует постоянного ее развития.

Работа в дальнейшем требует глубокого погружения и понимания не только экономической составляющей менеджмента, но и механизмов, которые связаны с управлением персонала. В частности, от руководства требуется постоянно контролировать любые возникающие изменения, которые касаются культурных ориентаций и ценностей общества, и изменения в приоритетах и мотивации работников.

Следующий шаг – это изучение сложившейся организационной культуры. Ранее уже было отмечено, что сформировать конкретную культуру очень сложно. Каждый сотрудник приходит со своими идеями и ценностями, и все они влияют на состояние предприятия в целом. Культура изначально формируется очень спонтанно, и складывается самостоятельно. Руководство должно изучить сложившуюся культуру, выявить ее особенности и специфические характеристики, плюсы и минусы. На основании полученных данных руководители делают выводы о том, стала ли сформированная культура эффективной, и может ли она оказать положительное влияние на имидж предприятия. Только по результатам исследования можно сделать выводы о необходимых изменениях и культурных корректировках.

Изучение культуры осуществляется несколькими основными способами:

  • Первый способ – это проведение интервью с руководителями подразделений и сотрудниками.
  • Второй способ – анкетирование. Его преимущество состоит в том, что одновременно можно опросить большое количество сотрудников и собрать как можно больше эмпирических данных.
  • Третий способ – изучение устного фольклора. Фольклор является культурной единицей, и при его исследовании можно определить культурный уровень сотрудников и определить общий уровень организации.

Также к способам изучения организационной культуры относят изучение документации предприятия, изучение сложившихся традиций и обычаев, правил, ритуалов и церемоний, практики управления персоналом – то есть, анализ стиля управления. В целом, сложившаяся практика управления является серьезным и достоверным источником информации о культуре предприятия. Насколько в компании преобладает авторитарное управление, как принимаются решения (узким кругом лиц или допускается более широкое участие работников), каковы преобладающие системы контроля, степень осведомленности работников о положении дел в организации — все это важнейшие черты управленческой практики, влияющие на основные составляющие организационной культуры.

Изучение культуры позволяет решать ряд задач:

  • Во-первых, осознать и оценить ведущие ценности и установки, которые поддерживают перспективную стратегию предприятия.
  • Во-вторых, выявить культурные ценности, их положительное и отрицательное влияние на реализацию целей предприятия.
  • В-третьих, адекватно и объективно оценить разрыв между организационной культурой и стратегией предприятия.
Дата написания статьи: 30.09.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot