Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современные проблемы организационной культуры в системе менеджмента

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Современные проблемы организационной культуры в системе менеджмента
Содержание статьи

Понятие и сущность организационной культуры

В современной научной литературе существует немало определений такого понятия, как организационная культура. Поскольку каждая организация формирует собственный имидж, то исследователям интересно, из чего он состоит, в чем заключается специфика предприятия, как происходит оценка производимой продукции и оказываемых услуг. На имидже компании сказывается поведение и нравственность ее работников, ее репутация в деловом мире и среди конкурентов.

Определение 1

Организационная культура – это одна из новейших областей знаний, которая входит в разряд управленческих наук. Культура организации выделилась из такой дисциплины, как организационное поведение. Она исследует подходы и принципы, законы и закономерности, которые влияют на организацию, деятельность ее работников и достижение конечного результата. Цель организационной культуры состоит в том, чтобы помочь людям продуктивно осуществлять обязанности и получать от работы не только материальное, но и эмоциональное удовлетворение.

Организационная культура как подраздел организационного поведения включает в предмет своего изучения следующие аспекты:

  1. Индивидуальную автономность – степень ответственности и независимости сотрудника, а также возможности для того, чтобы выражать собственное мнение и инициативу во время исполнения должностных обязанностей;
  2. Структуру – отражает взаимодействие органов и лиц, действующих правил и законодательных нормативов, прямого руководства и контроля за реализуемыми действиями;
  3. Направление – показатель степени формирования перспектив и целей предприятия, благодаря которым оно находит необходимый вектор развития и действует в нужном направлении.
Замечание 1

Также организационная культура ориентирована на интеграцию и управленческое обеспечение, стимулирование и поддержку, идентифицированность и управление конфликтными и рискогенными ситуациями.

Характеристики, перечисленные выше, включают поведенческие и структурные измерения, поэтому они могут в полной мере отразить специфику деятельности предприятия, помогает осуществить анализ и подробно описать вышеперечисленные свойства и параметры предприятия. Таким образом, организационная культура предстает в качестве системы общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности сотрудников и руководителей. Они выражаются в разных формах – это могут быть обычаи и традиции, индивидуальные и групповые интересы, особенности поведения персонала организации. Культура выражены в стиле руководства, поскольку именно лидер задает тон всей деятельности предприятия, формирует имидж организации. На организационную культуру влияет степень удовлетворенности работников, уровень взаимного сотрудничества и совместимости сотрудников.

Готовые работы на аналогичную тему

Внутреннее состояние предприятия сильно перекликается с тем, как организация позиционирует себя. Удовлетворенность и мотивированность сотрудников влияет на качество продукции и услуг, которые предлагает предприятие. Поэтому перед руководителем и топ-менеджерами стоит важная задача: организовать управленческий процесс таким образом, чтобы внутри компании все ее части гармонично друг с другом сочетались, демонстрировали успешное протекание работы и не конфликтовали.

Проблемы формирования организационной культуры

Формирование организационной культуры является очень актуальной проблемой. Это связано с тем, что именно культура оказывает немалое влияние на поведение человека внутри предприятия. В сущности, управление – это изменение поведения сотрудников для удовлетворения организационных потребностей. Но руководитель должен организовывать работу таким образом, чтобы сотрудники самостоятельно проявляли инициативу в производстве, предлагали новые идеи для улучшения внутреннего состояния предприятия и его показателей на внешнем рынке.

Являясь одним из механизмов согласования индивидуальных и общих целей, организационная культура формирует общее культурное пространство. В него входят нормы и ценности индивидов, поведенческие модели. Они разделяются всеми сотрудниками, но вместе с тем в них остается и ранее заложенная модель поведения. У некоторых случается диссонанс, из-за чего работники или отличаются неэффективностью, или уходят с предприятия, потому что не готовы ставить цели компании выше собственных. Но суть формирования организационной культуры не в подмене понятий, в синхронизации личных и организационных мнений и ценностей.

Формирование культуры - длительный и очень сложный процесс. Выстраивается культура через преодоление проблем. В формировании выделяют несколько значимых этапов:

  1. Выработка общего представления о том, какой должна быть организация в идеале;
  2. Определение миссии организации – она формируется на основании идеального образа предприятия;
  3. Определение базовых норм и ценностей, которым должны придерживаться работники для того, чтобы реализовывать цели предприятия;
  4. Исходя из набора базовых ценностей формулируются стандарты поведения членов организации;
  5. Эксперты дают описание традициям и символике, которые отражают базовые ценности и ориентации предприятия;
  6. Описание шагов и их результатов дается в корпоративном руководстве.

Корпоративное руководство - это документ, где прописаны основные идеи организации. Также документ очень полезен в ситуациях приема на работу нового сотрудника, его адаптации в фирме. Документ позволяет практически сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности предприятия, как он относится к ним, и что он готов сделать для того, чтобы предприятие развивалось и процветало. Формирование устойчивой к кризисным ситуациям организационной культуры может быть одной из задач управления предприятием.

Замечание 2

Несмотря на то, что организационная культура (в отличие от корпоративной культуры) не поддается прямому воздействию или корректировке, существует возможность реализации мероприятий, способствующих ее укреплению.

Но в любой, даже самой благополучной организации, присутствуют факторы, которые мешают развитию организационной культуры. Например, обязанность соблюдать узконаправленные и строго обозначенные правила, постоянство, или наоборот – неизменность межличностного окружения личности, недостаточный уровень культуры самих сотрудников.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис