Этапы контроля
В процессе контроля осуществляются следующие этапы:
- На первом этапе происходит определение стандартов, которые представляют собой конкретные, поддающиеся измерению цели. Для управления необходимо создать стандарты в виде показателей результативности самих объектов управления во всех их основных областях.
- На втором этапе измеряются фактически достигнутые результаты деятельности предприятия и сотрудников.
- На третьем этапе сравнивают показатели функционирования с установленным стандартом, определяется масштаб возможных отклонений от установленной нормы.
Если обнаруживаются значительные отклонения от поставленных стандартов, то необходимо проведение корректирующих мер, к которым относятся: изменения в системе внутренних переменных всей системы, модификацию стандартов, невмешательство в функционирование системы.
Осуществляя процедуру контроля, менеджеры должны учесть поведение сотрудников. Контроль действий персонала может оказывать на них как положительное, так и негативное воздействие.
В некоторых ситуациях этапы контроля могут вести к выдаче ложной информации.
В результате осуществления всех этапов контроля принято выделять 3 важных составляющих:
- Формируются стандарты и критерии,
- Измеряются настоящие результаты деятельности,
- Соизмеряются реальные результаты и плановые.
Характеристики этапов контроля
Основными характеристиками эффективной системы контроля являются:
- Стратегическая сторона контроля, то есть происходит отображение и поддерживаются общие приоритеты предприятия.
- Контроль должен полностью соответствовать процессу путем беспристрастного измерения и оценки того, что является важным для предприятий на определенных стадиях их развития.
- Контроль должен быть направлен на результаты, а его итоговой целью должен быть сбор информации, определение стандартов и обнаружение проблем с целью решения задач, которые стоят перед компанией. С помощью эффективного контроля можно достичь соответствующих целей предприятия.
- Контроль должен обладать простотой, производиться в соответствии с потребностями и возможностями сотрудников, которые взаимодействуют с системой контроля и осуществляют ее.
- Гибкость контроля и способность его к изменениям, которые происходят во внутренней и внешней среде компании.
- Измерения и оценки должны быть осуществлены своевременно.
- Экономичность контроля, в процессе которой должны быть четко учтены издержки на мероприятия по его осуществлению.
- Контроль необходимо производить не только руководящим сотрудникам, но и рядовыми сотрудниками предприятия (лучшим контролем является самоконтроль). Для того, что бы повысить надежность контроля, нужно расширить границы полномочий сотрудников.
Если же контроль осуществляется в процессе международной деятельности, то в таких организациях он представляет собой довольно сложную и трудоемкую процедуру. При этом данный вид контроля обладает своими специфическими особенностями.
В первую очередь, по причине огромного количества разнообразных областей и сфер деятельности, а также наличия коммуникационных барьеров.
Эффективность всех этапов контроля можно в значительной степени повысить, если организовывать периодические встречи ответственных менеджеров (руководители) в головном офисе предприятия и за границей. Также следует принимать к учету тот факт, что не нужно возлагать на зарубежных управленцев (менеджеров) ответственность при решении тех проблем, в компетенцию которых они не входят и не знают их специфику и особенности этих вопросов.