Сущность товара с позиции маркетингового подхода
С точки зрения экономической теории, под товаром обычно подразумевают продукт труда, который предназначен для обмена.
Как известно, товар должен удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Иногда (особенно в неразвитых экономических системах) можно встретить товары, не соответствующие потребностям, нуждам, ожиданиям или вкусам потребителей. С позиций маркетинга подобного рода «продукты труда» не могут являться товарами.
В маркетинге товар рассматривается как комплекс взаимосвязанных и значимых для потребителя характеристик:
- функциональных и эстетических
- габариты и размеры товара
- личностная и социальная значимость
- структура
- вес
- упаковка
- престиж розничного торговца и производителя и т. д.
Потребитель оценивает этот комплекс взаимосвязанных характеристик, как некий целостный инструмент, который обеспечивает удовлетворение своих потребностей. После того, как комплекс характеристик товара, наряду с его полезностью оценены, потребитель оценивает свои финансовые возможности и принимает решение о покупке данного товара в определенном количестве и по согласованной цене.
Виды товаров
C точки зрения конечного потребления выделяют три основных типа продукта труда, предназначенных для обмена:
- потребительские товары
- промышленные товары
- услуги
Потребительские товары представляют собой товары, которые покупают конечные потребители для личного потребления
Исходя из покупательских привычек, подобного рода товары можно классифицировать на:
- повседневного спроса
- предварительного выбора
- пассивного спроса
- особого спроса и т. д.
Товары повседневного спроса представляют собой экономические блага, предназначенные для конечного потребления, которые в основном покупаются часто, без особых раздумий, без продолжительных сравнений с аналогичными товарами. Товары повседневного спроса можно дополнительно подразделить на:
- основные товары
- товары импульсивной покупки
- экстренные товары.
Основные товары – это, в основном регулярно приобретаемые товары (например, зубная щетка, сигареты, чай и т. д.).
Товары импульсивной покупки представляют собой товары, которые потребитель приобретает без какого-либо предварительного планирования или долгих поисков, основываясь на внезапно возникшем желании (например, газета, конфеты или жевательная резинка у кассы супермаркета при оплате основных покупок).
К категории экстренных товаров относятся товары, покупаемые при появлении внезапной и острой нужды в них (например, первый попавшийся зонтик, приобретаемый в ближайшем магазине во время проливного дождя).
Товары производственно-технического назначения — это экономические блага, которые покупают фирмы и частные лица с целью использования их в хозяйственной деятельности. Продукты труда данной категории можно классифицировать на такие три основные группы:
- детали, материалы и узлы, полностью применяемые в производстве;
- капитальное оборудование, которые частично входят в готовый продукт
- вспомогательные материалы и услуги, которые не входят в изготовленный продукт.
Товары предварительного выбора — это относительно дорогие товары, которые потребитель в процессе покупки тщательно сравнивает их с аналогичными товарами, в первую очередь по таким параметрам, как пригодность, цена, удобство использования, качество, упаковка и т. д.
Товары особого спроса — это продукты труда с уникальными характеристиками (или же известные раскрученные бренды), ради которых многочисленные группы потребителей готовы затратить большие суммы (например, продукция компании “Apple”, красивые и быстрые автомобили, современные фотокамеры и т. д.).