Удовлетворенность потребителей как фактор развития компании
Главное условие формирования и удержания лояльного клиента – это его удовлетворенность.
Удовлетворенность рассматривается с точки зрения психологии и маркетинга. В первом случае она описывается как психологическое состояние человека, которое появляется после осознания достижения желаемой цели. В маркетинге под удовлетворенностью понимается степень соответствия ожиданиям клиентов.
Понятие удовлетворенности потребителей является комплексным, так как определяется огромным числом факторов. Удовлетворенность – это определенная характеристика, которая учитывает соответствие товара или услуги ожиданиям покупателя.
Известное правило Парето гласит: 20% клиентов приносят 80% прибыли. Соответственно выделение и сохранение этой группы покупателей представляет ценность для организации. Важно учитывать то, что привлечение и последующее удержание нового потребителя обходится в несколько раз дороже, чем сохранение существующих клиентов.
Выделяют ряд причин, по которым предприятия должны уделять особое внимание удовлетворенности потребителей:
- 98% неудовлетворенных клиентов не предъявляют претензий компании;
- довольные и удовлетворенные потребители рассказывают о своем положительном опыте и впечатлении пяти и более знакомым, а неудовлетворенные делятся своим негативным впечатлением своему окружению в среднем 16 раз;
- привлечение нового потребителя обходится в 5 раз больше затрат, чем для удержания имеющегося.
Повышение количества удовлетворенных товарами, услугами или брендом потребителей дает компании несколько преимуществ:
- содействие появления большого числа постоянных и лояльных клиентов;
- уменьшение уровня чувствительности к стоимости товара/услуги;
- рост количества потребителей и положительных рекомендаций;
- сокращение расходов на привлечение новых клиентов;
- влияние на акционерную стоимость компании;
- снижение затрат при неуспешных проектах;
- создание преимущества удержания потребителей;
- изоляция клиентов от влияния конкурирующих компаний.
Основные модели удовлетворенности клиентов
Для раскрытия и понимания природы удовлетворенности потребителей применяют ряд моделей. Они позволяют определить «слабые места» в цепочке удовлетворенности, что приводит к появлению числа недовольных и неудовлетворенных клиентов.
Выделят следующие модели удовлетворенности потребителей:
- модель Р. Оливье;
- модель Парусмана, Зейтамля и Берри.
В рамках функционирования первой модели удовлетворенности для оценки психологических аспектов исследуемого процесса применяется термин «установки», которые влияют на намерения совершить покупку и ожидания потребителя. Это продолжительное во времени и устойчивое отношение потребителя к предложению. Данное понятие описывает явление, которое создается в результате влияния многих психологических, социологических и ситуационных факторов, в том числе с учетом прошлого опыта клиента.
Формула модели удовлетворенности Р. Оливье:
$S = E – P$, где:
$S$ – это удовлетворенность;
$E$ – это ожидания потребителя;
$P$ – фактические характеристики товара или услуги
Рисунок 1. Модель удовлетворенности Р. Оливье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эта модель наглядно показывает, что установки влияют на намерения совершить покупку и ожидания потребителя, которые в сочетании с опытом клиента ведут к удовлетворенности или неудовлетворенности.
Вторая модель удовлетворенности была разработана тремя учеными-исследователями Парусманом, Зейтамлем и Берри. Эта модель позволяет изучать удовлетворенность клиентов на основе анализа разрывов и конкретизировать сущность самого явления «удовлетворенность» с позиции товаропроизводителя.
Данная модель показывает разрывы или интервалы, а точнее узкие места, которые могут привести к неудовлетворенности, если между двумя факторами появляются явные различия.
Выделяют пять различий:
- между ожидаемой потребителем прибыли и пониманием компанией желаний клиентов;
- между понимание компанией желаний потребителей и задуманным предложением организации;
- между задуманным предложением и способами его реализации потребителю;
- между вариантами реализации предложения и информирования потребителей;
- между ожиданиями и полученным предложением, выражающее в удовлетворенности или неудовлетворенности клиента.
Удовлетворенность потребителей – это результат влияния большинства внешних и внутренних факторов предложения.
Методы измерения удовлетворенности потребителей
Для измерения удовлетворенности клиентов компании применяют ряд методов:
- жалобы и предложения;
- опросы;
- методика «Таинственный покупатель» (Mystery Shopping).
Не все предприятия учитывают жалобы как источник новых идей развития бизнеса. Если серьезно походить к вопросу анализа жалобы каждого клиента и адекватно на них реагировать, то это может в будущем улучшить взаимоотношения с потребителями. Клиент, видя такое отношение к себе, подумает об уходе к конкурентам. Согласно проведенным маркетинговым исследованиям среди потребителей, которые были не удовлетворены покупкой, но получили быстрый отклик на свою жалобу, уровень повторных покупок вырос до 92%.
Удовлетворение обоснованных жалоб позволяет минимизировать ущерб, которые они наносят компании. Следует учитывать, что большинство официальных жалоб исходят от клиентов, которые уже ранее обращались по своей проблеме. Такие претензии необходимо своевременно принимать и предпринимать индивидуальный подход к решению. В этом случае всех недовольных покупателей делят на несколько групп, которые требуют к себе различной реакции на свои жалобы и претензии:
- «контролеры качества» (указывают на недостатки и требуют приять меры по устранению);
- «резонеры» (хотят получить ответы на все свои вопросы);
- «переговорщики» (желают получить компенсацию за причиненный ущерб);
- «жертвы» (находятся в поисках сочувствия);
- «фаны» (стремятся к огласке своих требований и хотят быть вовлеченными в процесс разбирательства).
Компании должны проводить исследования удовлетворенности своих клиентов. Основным инструментом считается опрос. Он направлен на выявление степени удовлетворенности потребителей (полностью, просто удовлетворены, безразличны, частично не удовлетворены или полностью не удовлетворены различными аспектами деятельности поставщика). Кроме этого проводится и оценка потребителями конкурирующих предприятий. Опрос проводится различными способами, обычно компании совмещают несколько. Это телефонный опрос, рассылка анкет по почте.
Таинственный покупатель – это маркетинговый инструмент исследования и оценки процесса обслуживания потребителя с помощью специально подготовленных людей, которые проводят проверки как потенциальные или реальные клиенты.
После исследования составляют отчет о результатах проверки и предоставляют его заказчику. Данная методика позволяет проанализировать работу персонала с позиции потребителя и принять соответствующие меры по улучшению процесса обслуживания клиентов.