Понятие рынка FMCG
FMCG (Fast Moving Consumer Goods) – продукция повседневного спроса, широкого потребления, частота покупки которой относительно высока.
Товары повседневного спроса и потребления, объединенные аббревиатурой FMCG, стоят сравнительно недорого и имеют быстрый оборот на рынке. Для отрасли FMCG характерна высокая степень конкуренции и перенасыщенность рынка предложениями, так как продукция на отдельных рынках слабо дифференцирована.
Под FMCG иногда понимают товары массового потребления, что не совсем верно. Отнесение продукции к отрасли FMCG происходит по критерию частоты совершения покупки, а не степени распространенности продукта, несмотря на то, что указанные категории часто пересекаются.
Примерами продукции FMCG являются:
- Предметы личной гигиены;
- Косметика;
- Чистящие и моющие средства;
- Батарейки;
- Электрические лампочки;
- Пищевые продукты и напитки;
- Одежда и обувь.
Рыночные особенности
- Высокая оборачиваемость продукции – приобретение FMCG происходит достаточно часто, на ежедневной или еженедельной основе, поэтому покупатели имеют устоявшуюся модель потребления;
- Невысокий уровень чистой прибыли – продукция широкого потребления, как правило, реализуется по невысоким ценам и имеет низкий уровень маржинальности;
- Высокий спрос – товары повседневного потребления обеспечивают высокий уровень спроса постоянно, за счет чего компании могут использовать эффект экономии на масштабах производства;
- Низкая степень вовлеченности потребителей – приобретение продуктов рынка FMCG является рутинным и повседневным процессом, внимание и интерес покупателей к которому снижены, покупатель часто стремится сократить время на совершение таких покупок и совершает их по привычке;
- Взаимозаменяемость товаров – на рынках FMCG предлагается большое количество продукции, не имеющей существенных различий, что приводит к эффекту перенасыщения рынка и облегчению процесса замены одного бренда другим.
Рыночные ограничения
На рынках FMCG существует ряд факторов, которые создают дополнительные сложности и ограничения при ведении бизнеса:
- Массовость рынка – продукция должна быть ориентирована на широкий круг потребителей с разными характеристиками;
- Сложная структура цепочки сбыта продукции – цепочка включает большое число посредников различного вида, используемые каналы сбыта часто насыщенны и требуют высоких затрат на вывод на рынок нового наименования продукта;
- Высокий уровень ценовой чувствительности покупателей – товары повседневного спроса легко сравнить между собой, что формирует низкие издержки переключения для покупателя;
- Необходимость брендирования – брендирование и яркая упаковка позволяет выделить продукт среди аналогов;
- Большое количество импульсивных покупок.
Стратегии, применяемые на рынке FMCG
Действующие на рынке FMCG компании применяют следующие стратегии:
- Поиск перспектив на развивающихся рынках – темпы роста рынков развивающихся стран в два раза превышают соответствующие темпы роста в развитых странах;
- Поглощение лидеров в привлекательных сегментах – наиболее распространенный метод увеличения объема продаж мультибрендовых компаний путем реструктуризации портфеля брендов;
- Альянс с конкурентами – превращение прямых и косвенных конкурентных торговых марок в партнеров по бизнесу путем выпуска совместных продуктов;
- Эффективное управление инновациями – внедрение инноваций для повышения качества продукции и разработки новых товаров;
- Управление каналами сбыта – работа с большим количеством посредников разного типа, построение сложных коммуникационных каналов.