Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Трансформация классической концепции маркетинга в концепцию маркетинга взаимоотношений

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Трансформация классической концепции маркетинга в концепцию маркетинга взаимоотношений

Суть классической концепции маркетинга

Определение 1

Классическая концепция маркетинга – это комплексная система построения производственно-сбытовой деятельности фирмы, в основе которой лежит ориентация бизнеса на удовлетворение потребностей и нужд рынка посредством товара.

Данная концепция была сформирована в 60-м годам ХХ века и просуществовала вплоть до 1980-х гг. Центральной идей концепции выступает мысль о необходимости производства той продукции, которая в настоящее время необходима потребителям. Ее главная цель заключается в том, чтобы удовлетворить потребности и нужды целевых рынков и получить таким образом прибыль. Общая идея этой концепции представлена на рисунке 1.

Сущность концепции классического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сущность концепции классического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помощь со студенческой работой на тему
Трансформация классической концепции маркетинга в концепцию маркетинга взаимоотношений

Согласно классическому маркетингу концептуальными основами организации маркетинговой деятельности на микроуровне выступает реализация следующих мероприятий:

  • проведение рыночных исследований;
  • изучение и прогнозирование изменений рынка;
  • анализ среды маркетинга (внутренней и внешней);
  • разработка и формирования стратегии рыночного поведения фирмы и обеспечение ее тактического воплощения с использованием специальных программ маркетинга.

Основным инструментарием маркетинга в классическом его понимании выступают исследования потребителей с одной стороны, и комплекс маркетинг-микса – с другой. Последний в своей базовой концепции включает в себя товар, цену, систему продвижения и сбыта. В конечном счете, классическая концепция предполагает, что фирма должна определять нужды и потребности целевых рынков и удовлетворять их более эффективно, нежели это делают ее рыночные конкуренты. Таким образом, маркетинговая деятельность должна начинаться с анализа спроса на продукцию, лишь после проведения которого можно составлять производственное программы и планы и разрабатывать прочие направления маркетинговой деятельности. Это значит, что потребители сами формируют спроса на продукцию, а не наоборот.

Классическая концепция предполагает, что любить нужно не товар, а потребителя, который в нем нуждается. Для того чтобы стать успешной, фирма должна не просто продавать товар, а удовлетворять потребности. При этом крайне важно, чтобы компания была способна быстро адаптироваться к характеристикам потребителей и изменениям в структуре рынка.

Как показала практика, классическая концепция маркетинга не выдержала проверки временем. На смену ей пришла концепция маркетинга взаимоотношений.

Суть концепции маркетинга взаимоотношений

Определение 2

Концепция маркетинга взаимоотношений – это комплексная система построения производственно-сбытовой деятельности фирмы, ориентированная на удержание клиентов посредством выстраивания с ними взаимовыгодных отношений.

Концептуальная основа маркетинга взаимоотношений сводится к необходимости развития и поддержания надежных, долгосрочных и взаимовыгодных отношений не только с клиентам, но и с другими рыночными партнерами (поставщиками, рыночными посредниками и пр.). Центральной идеей этой концепции выступает мысль о необходимости разработки и реализации стратегии по удержанию покупателей, что в долгосрочной перспективе гораздо выгоднее, нежели привлечение новых потребителей.

Базовыми характеристиками маркетинга взаимоотношений выступают:

  • долгосрочная ориентация маркетинговой деятельности;
  • фокусировка бизнеса на сохранении текущих и наиболее ценных клиентов;
  • ориентация на получение выгод от продукта;
  • интенсификация контактов с потребителями;
  • повышенное внимание к качеству;
  • акцент на сервисном обслуживании клиентов;
  • интеграция маркетинга в общую систему управления бизнесом.

Центральную роль в концепции маркетинга взаимоотношений играет обеспечение лояльности со стороны потребителей. Основными инструментами ее достижения считаются благожелательное и внимательное отношение к клиенту, поддержание высокого качества продукта и сервиса, обеспечение простоты коммуникаций и взаимовыгодности сотрудничества, регулярное проведение стимулирующих мероприятий.

Замечание 1

В настоящее время данная концепция является одной из наиболее актуальных в маркетинге. Многие компании стремятся ей соответствовать.

Переход классической концепции маркетинга в концепцию маркетинга отношений

В тот период, когда концепция классического маркетинга показала свою несостоятельность, на смену ей пришла концепция маркетинга взаимоотношений. Способствовал подобному переходу целый ряд факторов. На сегодняшний день основными из них считаются:

  • снижение общей эффективности использования традиционных средств маркетинга;
  • тотальное усиление рыночной конкуренции;
  • развитие потребностей, повышение требований и ожиданий со стороны покупателей;
  • постепенное снижение дифференциации товаров и услуг;
  • активное развитие и распространение информационных технологий;
  • долгосрочная ориентация бизнеса, предполагающая необходимость реализации стратегического мышления и пр.

В конечном счете, рыночная власть перешла из рук товаропроизводителей в руки потребителей. Предложение существенно превысило спрос. Конкурентная борьба за рынки сбыта ужесточилась, а инструменты конкурентной борьбы расширились. В таких условиях стоимость перехода потребителя от одного рыночного продавца к другому резко снизилась. В результате стало ясно, что постоянно привлекать новых покупателей с стратегической точки зрения невыгодно. Гораздо более выгодно удерживать текущих клиентов, обеспечивая их приверженность торговой марке и бренду. Таким образом, следовало разовых клиентов превращать в постоянных покупателей. В этом случае ценность последних для бизнеса возрастает в разы.

Переход от одной концепции к другой происходил постепенно. Сначала была осознана потребность в изменении принципа организации маркетинговой деятельности и ее целей. Затем произошло смещение ценностей и только после этого были сформированы концептуальные основы маркетинга взаимоотношений. Свое развитие эта теория продолжает до сих пор. Именно выстраивание долгосрочных взаимоотношений с клиентами, обеспечение их лояльности и приверженности компании считается залогом успешности бизнеса в долгосрочной перспективе.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис